ТАШКЕНТ, 26 ноя — Sputnik. Всего через несколько дней — 28 ноября исполнится 100 лет со дня рождения писателя и поэта Константина Симонова. Его творчество в этот день будут вспоминать в десятках городов по всему миру. Не исключение и Ташкент, где этот крайне неоднозначный, но без сомнения талантливый человек побывал не один раз.
Литературный вечер накануне дня рождения Симонова пройдет в представительстве Россотрудничества в Ташкенте. Корреспондент Sputnik пообщался с узбекистанцами, которые жили его стихами и сегодня готовы передавать его наследие новым поколениям.
Впервые с Ташкентом, который оставил свой неповторимый след в душе поэта, Симонов познакомился в январе 1943 года. Это встреча была мимолетной — он ехал на Кавказский фронт через наш город, рассказывает известная столичная поэтесса Альбина Маркевич.
"И что-то здесь произошло, вместо отведенных ему пары часов, Симонов телеграфирует в редакцию и просит дать ему три дня. И это время подарило всем нам замечательную повесть "Двадцать дней без войны". Конечно, она была написана намного позже, но ощущения военного Ташкента были схвачены поэтом именно в эти тревожные дни", – отметила Альбина Витольдовна.
Позже в своих военных дневниках Симонов и сам напишет, что был поражен, скольких детей из приемников и детских домов, да и просто с вокзалов, взяли к себе узбекские семьи, даже самые многодетные. В этом и была духовная красота узбекского народа, которая навсегда запомнилась ему.
Следующая встреча с Ташкентом произошла у писателя в 1958 году, когда он был отправлен в творческую ссылку в Среднюю Азию. Его выслали из Москвы, не рискуя расправиться более жестоко, на тот момент он был уже известный писатель, всенародно любимый и признанный, рассказывает Маркевич.
И он, по словам поэтессы, приехал в город, который его обожал.
"После войны мы зачитывались его книжками, учили многое наизусть, это был кумир молодежи. Симонов был настолько популярен, что мы практически говорили его стихами, многое превращалось в афоризмы. Постоянно проходили его творческие вечера, и интересно, что здесь была не только юная публика, но и 30, 40-летние", — вспоминает она.
За два года, которые он провел в Узбекистане, поэт объездил всю страну, изучал жизнь простых узбеков, их культуру, посещал колхозы в самых труднодоступных местах, как он сам потом говорил, собирал интересные характеры для своих книг.
Огромную роль в его особенном отношении к Узбекистану сыграла его жена Лариса Жадова. Она, тонкий человек по своей организации, отметила Альбина Витольдовна, сразу почувствовала неповторимую загадочность узбекского искусства и культуры. В результате Лариса написала две книги, посвященные узбекской керамике и живописи.
По словам поэтессы, Симонов с женой жили в самом центре Ташкента, возле Красной площади, на улице Инженерная. Это было одно из самых посещаемых мест столицы, так как здесь одно время жила знаменитая танцовщица Тамара-ханум, а рядом росла единственная в городе магнолия, на которую приходил посмотреть весь люд.
Поэтесса до сих пор помнит свою первую встречу с Симоновым, хотя она и получилась мимолетной.
"Однажды я пошла в гости к подруге. Именно она рассказала, что теперь у них рядом живет знаменитый Симонов. Мне тогда было около 30. И вот мы вышли из дома и увидели его. Это было впечатляющее. Я конечно хотело подойти, поговорить с ним, но в результате просто поздоровалась, смелости не хватило на большее", – вспоминает со смехом Маркевич.
Симонов стал одним из тех, кто начал создавать связь между двумя культурами — узбекской и русской, превращая все это в единый сплав советской культуры.
Он много впитал в Узбекистане, говорит Альбина Витольдовна, эта обстановка, которая была в Ташкенте в годы войны и после нее, местный колорит, узбекское добросердечие и радушие. Он очень любил узбекистанцев, с которыми здесь познакомился, ему понравилась местная культура.
Потом он был реабилитирован, уехал работать в Москву, но никогда не забывал Ташкент, часто приезжал сюда с литературными вечерами. Примерно за три года до смерти он был в столице Узбекистана, проводил творческий вечер, читал свои последние произведения.
"Мы с подругой и нашим преподавателем, знавшим его лично, пошли за кулисы после выступления. Нам хотелось просто посмотреть на него со стороны, но к счастью удалось и обстоятельно поговорить", – отметила поэтесса.
Там за кулисами, рассказывает она, были две небольшие скамеечки, мы сели напротив Симонова и преподавателя, затаив дыхание слушали их разговор, они много и яростно спорили о развитии современной литературы. Дошла очередь и до нас, поэт рассказал о гремевшей тогда его телепередаче "Солдатские рассказы", в ней он рассказывал об обычных солдатах, а не картинных героях, которых все привыкли видеть.
Тогда уже было заметно, что Симонов болен. Было очень тяжело наблюдать его грустные глаза, серый цвет лица, это была тяжелая встреча для нас, любивших его талант, замечает Маркевич.
Есть и еще одна нить, незримо связывающая Симонова, Ташкент и русскую литературу. В конце 1970-х годов именно благодаря его усилиям была опубликована одна из первых работ дочери Есенина — Татьяны, которая жила в столице Узбекистана.
У них, по словам Альбины Витольдовны, которая хорошо ее знала, завязалась кратковременная переписка. В результате повесть "Женя – чудо XX века" была опубликована в журнале "Новый мир", а Симонов даже написал на нее отзыв.
Особое отношение поэта к нашей столице передано и в одной его известной шутке — "Когда есть Ташкент, незачем уезжать на семь лет в Круассе, чтобы написать "Мадам Бовари".
Обо всем этом будут говорить 27 ноября в представительстве Россотрудничества в Ташкенте поэты, писатели и конечно, молодежь. В ходе вечера продемонстрируют уникальные фотографии поэта, небольшой фрагмент фильма с Никулиным и Гурченко "Двадцать дней без войны". И главными здесь станут молодые люди и девушки, которые подготовят свои презентации, посвященные поэту. Ведь как отметили Sputnik организаторы мероприятия, их главная цель — не просто вспомнить наследие поэта, но и показать новому поколению узбекистанцев его вклад в развитие связей между двумя культурами, народами и государствами.