ТАШКЕНТ, 4 дек — Sputnik. Противоречия России и Турции могут вызвать цепную реакцию конфликтов на прикаспийских территориях. Sputnik узнал у директора Института Каспийского сотрудничества Сергея Михеева о возможных региональных рисках, способах разрешения противоречий и мерах противодействия возможным конфликтам.
В советское время Каспий был поделен на две сферы влияния — советскую и иранскую. С 1991 года в этом регионе стало пять государств. А скоро могут появиться и новые геополитические игроки.
"Турки занялись активным давлением на Азербайджан, — заявил эксперт. — Их подстрекательства к войне за Карабах говорят сами за себя. Турок совершенно не интересуют возможные риски, которые могут ждать Азербайджан. Я думаю, что они попытаются: а) поссорить Азербайджан с Россией; б) подтолкнуть Азербайджан к военному конфликту; в) возродить проекты по доставке газа из Туркменистана через Азербайджан, Турцию и далее в сторону Запада".
Ранее проекты строительства транскаспийских трубопроводных маршрутов не принимались Россией и Ираном. Для Запада, по мнению аналитика, это — удобный повод, чтобы насолить России и заодно Ирану, как давнему конкуренту.
По мнению эксперта, обострения ситуации в регионе можно добиться искусственно. Например, если со стороны Афганистана исламские фанатики начнут атаковать туркменские границы.
"В прошлом году инциденты уже были. Как следствие, объявят новый раунд борьбы с международным терроризмом. В регионе появятся войска НАТО — те же турки или еще кто-нибудь. И они попытаются таким образом обеспечить транскаспийский трубопроводный проект. Понятно, что это — гипотетический сценарий, но я не исключаю, что турки сейчас, находясь в не совсем адекватном состоянии, могут начать провоцировать что-то в этом роде, — считает Михеев.
О каких-либо мерах противодействия со стороны РФ, по мнению аналитика, говорить пока рано, поскольку пока что многие факторы остаются скрытыми.
По мнению аналитика, многие вопросы мог бы решить саммит глав государств прикаспийской пятерки, на котором громкие декларации подкреплялись бы детально проработанным соглашением.
"Проблемой для этого соглашения останутся все те же два фактора, — констатировал эксперт. — Первый: неопределенность правового статуса. Второй: вопросы транскаспийского трубопровода. На всех саммитах пять прикаспийских стран на словах поддерживали идею о том, что третьи страны на Каспии присутствовать не должны. Но ситуация может меняться, а напряженность — возрасти".