ТАШКЕНТ, 7 дек — Sputnik. В мире 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Корреспондент Sputnik Узбекистан проанализировал, какова сегодня ситуация в узбекской авиаиндустрии, которой 25 лет назад пришлось практически с нуля писать собственную историю.
Встать на крыло
Начало 1990-х годов стало крайне сложным периодом для узбекской гражданской авиации. Структуры, всего пару месяцев назад входившие в гигантскую систему советского "Аэрофлота", внезапно оказались предоставленными сами себе. Сложно представить, но в тот период в стране не было не только технической базы для обслуживания самолетов и подготовки пилотов, но и не производилось авиационное топливо, при этом газ и нефть исправно экспортировались в другие союзные республики.
Вполне напрашивающийся вывод о покупке новой дальнемагистральной техники тогда вряд ли подходил. Самолеты стоили гигантских денег, валютных резервов у молодой республики было всего на несколько месяцев, а тратить их было куда. В конце 1991 — начале 1992 годов страна оказалась в тисках жесточайшего дефицита, почти на грани голода. Поэтому самолеты оказались не первым и даже не вторым делом…
Замена была найдена в качестве старых, но еще годных для временной эксплуатации Ил-62, которые были приобретены у канувшей в лету вместе с ГДР немецкой авиакомпанией "Интерфлюг". В результате уже к концу 1992 года Узбекистан открыл рейсы в Пекин, Дели, Карачи, Лондон, Тель-Авив и Куала-Лумпур.
И вот парк начал пополняться новой техникой — Airbus и Boeing, а это принципиально другие машины, другой подход к обслуживанию и управлению. Пришлось в короткие сроки многому учиться заново. Конечно, были и увольнения старых сотрудников, но куда без них. Однако компания успешно прошла этот путь, и сегодня можно сказать, что решение о переходе на новую технику полностью оправдало себя. За счет экономии на обслуживании и повышения топливной экономичности значительно выросла эффективность работы "Узбекистон хаво йуллари".
В настоящее время в парке компании есть четкая иерархия: Boeing 767 — для дальних дистанций, А320 — среднемагистральный самолет и Boeing 757 — комбинированная машина. Не стоит забывать и отечественный Ил 114-100, который обслуживает пассажиров на местных линиях. Ну а в будущем году компания получит два Boeing 787 Dreamliner.
Воздушные врата
Сегодня уже не секрет, что именно от качества работы наземной инфраструктуры и сервиса в аэропортах зависят не только финансовые показатели авиакомпании, но и, прежде всего, впечатления туристов и путешественников, прилетающих в Узбекистан. К сожалению, в нашей стране по большей степени они бывают смазанными. После современных самолетов люди попадают в международный аэропорт "Ташкент", где им приходится потратить до четырех часов в ожидании своего багажа и прохождение различных административных и таможенных процедур. Уже не раз столичная гавань в международных рейтингах входила в число худших в мире по этому показателю.
Однако вскоре ситуация должна коренным образом изменится. Сейчас южнокорейские специалисты разрабатывают проект строительства нового аэропорта "Ташкент", прообразом которого станет одна из крупнейших мировых воздушных гаваней — "Инчхон".
И хочется надеется, что уже лет этак через пять в очередной Международный день гражданской авиации туристов встретит новый аэропорт "Ташкент", где не будет места очередям и толчее пассажиров.