Гражданская авиация Узбекистана: первые в небе, последние на земле

© Commons.wikimediaСамолёт авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари"
Самолёт авиакомпании Узбекистон хаво йуллари - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Во всем мире 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. В этот день мы решили вспомнить о славном прошлом, непростом настоящем и перспективном будущем воздушного транспорта Узбекистана.

ТАШКЕНТ, 7 дек — Sputnik. В мире 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Корреспондент Sputnik Узбекистан проанализировал, какова сегодня ситуация в узбекской авиаиндустрии, которой 25 лет назад пришлось практически с нуля писать собственную историю.

Встать на крыло

Начало 1990-х годов стало крайне сложным периодом для узбекской гражданской авиации. Структуры, всего пару месяцев назад входившие в гигантскую систему советского "Аэрофлота", внезапно оказались предоставленными сами себе. Сложно представить, но в тот период в стране не было не только технической базы для обслуживания самолетов и подготовки пилотов, но и не производилось авиационное топливо, при этом газ и нефть исправно экспортировались в другие союзные республики.

В салоне самолета Ил-114-100 - Sputnik Узбекистан
Россия возобновит производство Ил-114 на базе планеров ТАПОиЧ
Авиапарк, доставшийся от "Аэрофлота", составляли среднемагистральные суда, в большинстве своем старенькие Як-40 и Ан-24, которые практически отработали свой ресурс. Первоначально они смогли удовлетворить спрос на внутренних линиях, но вот в условиях необходимости формирования собственной международной маршрутной сети оказались полностью недееспособны.

Вполне напрашивающийся вывод о покупке новой дальнемагистральной техники тогда вряд ли подходил. Самолеты стоили гигантских денег, валютных резервов у молодой республики было всего на несколько месяцев, а тратить их было куда. В конце 1991 — начале 1992 годов страна оказалась в тисках жесточайшего дефицита, почти на грани голода. Поэтому самолеты оказались не первым и даже не вторым делом…

Замена была найдена в качестве старых, но еще годных для временной эксплуатации Ил-62, которые были приобретены у канувшей в лету вместе с ГДР немецкой авиакомпанией "Интерфлюг". В результате уже к концу 1992 года Узбекистан открыл рейсы в Пекин, Дели, Карачи, Лондон, Тель-Авив и Куала-Лумпур.

Полнопилотажный Full-flight симулятор самолета А320 - Sputnik Узбекистан
Uzbekistan Airways запустила новый тренажер A320
В 1993 году Национальная авиакомпания Узбекистана начала эксплуатацию самолетов семейства Airbus, а первый Boeing получила в 1996 году. Год за годом парк пополняли современные машины, заменявшие старую советскую технику. Главным в этот период стала оптимизация флота до нескольких типов самолетов. Это было непростое решение. Большое число советских самолетов обслуживали сотни людей, была своя специфика.

И вот парк начал пополняться новой техникой — Airbus и Boeing, а это принципиально другие машины, другой подход к обслуживанию и управлению. Пришлось в короткие сроки многому учиться заново. Конечно, были и увольнения старых сотрудников, но куда без них. Однако компания успешно прошла этот путь, и сегодня можно сказать, что решение о переходе на новую технику полностью оправдало себя. За счет экономии на обслуживании и повышения топливной экономичности значительно выросла эффективность работы "Узбекистон хаво йуллари".

В настоящее время в парке компании есть четкая иерархия: Boeing 767 — для дальних дистанций, А320 — среднемагистральный самолет и Boeing 757 — комбинированная машина. Не стоит забывать и отечественный Ил 114-100, который обслуживает пассажиров на местных линиях. Ну а в будущем году компания получит два Boeing 787 Dreamliner.

Воздушные врата

Сегодня уже не секрет, что именно от качества работы наземной инфраструктуры и сервиса в аэропортах зависят не только финансовые показатели авиакомпании, но и, прежде всего, впечатления туристов и путешественников, прилетающих в Узбекистан. К сожалению, в нашей стране по большей степени они бывают смазанными. После современных самолетов люди попадают в международный аэропорт "Ташкент", где им приходится потратить до четырех часов в ожидании своего багажа и прохождение различных административных и таможенных процедур. Уже не раз столичная гавань в международных рейтингах входила в число худших в мире по этому показателю.

Однако вскоре ситуация должна коренным образом изменится. Сейчас южнокорейские специалисты разрабатывают проект строительства нового аэропорта "Ташкент", прообразом которого станет одна из крупнейших мировых воздушных гаваней — "Инчхон".

Южнокорейские компании помогут построить терминал в аэропорту Ташкента
На строительство современного терминала и всей сопутствующей инфраструктуры планируется направить около 300 миллионов долларов. Планируется, что он сможет обслуживать 1,5 тысячи пассажиров в час, что сравнимо, например, с показателями ведущих московских аэропортов.

И хочется надеется, что уже лет этак через пять в очередной Международный день гражданской авиации туристов встретит новый аэропорт "Ташкент", где не будет места очередям и толчее пассажиров.

Лента новостей
0