ТАШКЕНТ, 10 дек — Sputnik. Сегодня на 86-м году жизни в Ташкенте скончался известный ученый, историк Гога Хидоятов. Своими воспоминаниями об этом ярком человеке с большой буквы с корреспондентом Sputnik Узбекистан поделился член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук Давлятбек Саъдуллаев.
По его словам, Гога Абрарович Хидоятов был его старшим товарищем, коллегой по работе в МИДе, они также вместе работали в Национальном университете Узбекистана (тогда Ташкентский государственный университет). Хидоятов заведовал кафедрой новой и новейшей истории, был деканом исторического факультета.
"Я его всегда знал как человека открытого, бескомпромиссно ведущего свою линию — линию объективного ученого, имеющего свое место и не только в науке, но и в истории. И авторитетов для него практически не было, кроме одного — это история своего народа, история своей страны. В этом он был непримирим, как ученый и как человек", — прискорбно добавил Давлятбек Самиевич.
"Мне сегодня трудно говорить об этом человеке в прошедшем времени. Будучи коллегами, мы с ним прошли вместе немалый отрезок жизни, часто встречались на различных мероприятиях, я всегда его видел в окружении студентов", — рассказывает Саъдуллаев.
По его словам, Хидоятов был искусным оратором, который мог завоевать любую аудиторию, прекрасно оперируя фактами и мельчайшими подробностями, которые говорили о том, что он великолепный ученый, тонко разбирающийся в истории и других смежных науках.
В связи с этим Саъдуллаев вспомнил одну давнюю историю, которая впоследствии стала чуть ли не легендой ТашГУ. Как рассказал Давлятбек Самиевич, во время визита в Узбекистан известной американской правозащитницы и коммунистки Анджелы Дэвис Хидоятову посчастливилось с ней увидеться. И после этого американка была настолько очарована историком, что сказала, если бы он не был женат, то обязательно вышла бы за него замуж. И это долго потом обсуждалось среди коллег Хидоятова, превратилось в дружеский шарж, многие смеялись.
Ко всему этому, как вспоминает ученый, Хидоятов прекрасно говорил на литературном узбекском, бесподобно изъяснялся на образном русском, великолепно владел английским. Он знал наизусть громадное количество поэтических строк. И это не случайно, замечает собеседник, ведь он был человеком из знаменитой театральной семьи. Сын своих знаменитых родителей — Абрара Хидоятова и Сары Ишантураевой.
По мнению Давлятбека Самиевича, сын таких родителей не мог быть простым заурядным человеком. Он был одаренной личностью, мушкетером истории, ее рыцарем. В творческом плане это был удивительно плодовитый человек. Из-под его пера вышло много работ — монографии, статьи, школьные и вузовские учебники, среди них есть те, которыми пользуются и сейчас.
"Ряд его книг был выпущен на заре независимости Узбекистана. Они пользовались такой популярностью, что растаскивались на цитаты. Одну из них автор назвал совершенно непрезентабельно — "Мой родной край". О чем это говорит? О том, что Узбекистан для него был действительно родным, он был краем, без которого ученый не представлял жизни. И он остался в рамках своего Узбекистана, но в то же время стал историком с мировым именем", — делится воспоминаниями Саъдуллаев.
В этом смысле, как думает представитель Российской академии, это действительно невосполнимая потеря.
Как вспоминает собеседник, про самого себя Хидоятов говорил, что родился и вырос на сцене. Для него история была сценой, он был большим актером, влюбленным в историю. И он разыгрывал историю по ролям, где все эти роли проводил через себя. Это был исторический театр одного актера.
"Мы потеряли великолепного собеседника, великолепного ученого и великолепного оратора. Это был настоящий умница и искренне жаль, что он ушел", — с горечью заключил собеседник.