Об опасности доминирования китайских товаров, о последствиях для России и стран СНГ экономического партнерства между ЕАЭС и ШОС корреспонденту Sputnik рассказал политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.
— Главы правительств стран-участниц ШОС подписали 15 декабря ряд документов, среди которых договор о дальнейшей работе по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития организации. Какие проекты ШОС будут, на ваш взгляд, считаться приоритетными, и не входит ли китайский проект Экономического пояса нового Шелкового пути в противоречие с подписанными соглашениями?
— Нет, не входит. Дело в том, что ШОС имеет свою траекторию развития, и следует учитывать, что основные партнеры здесь, конечно, Китай и Россия, а главная сфера приложения их усилий связана с Центральной Азией. И тут они решают две проблемы: проблему экономического развития, что, в принципе, совпадает с идеей Шелкового пути, и вопросы безопасности региона.
— Китай предлагает создать в рамках ШОС зону свободной торговли. Премьер Государственного Совета КНР Ли Кэцян призывает страны приложить все усилия, чтобы к 2020 году перейти к свободному перемещению товаров между странами-участницами организации. Не стоит ли другим участникам ШОС опасаться при этом доминирования Китая?
— Не стоит. Китай ведет себя очень аккуратно в сотрудничестве с другими партнерами ШОС. Фактически он никогда не занимался продавливанием и лоббированием своих позиций, предлагая партнерам какие-то вполне доступные и внятные компромиссы.
Желание Китая в данном случае понятно, но есть еще вопросы сохранения какой-то доли рынка в руках российских производителей. Поэтому переговорный процесс по созданию зоны свободной торговли будет идти очень жестко, тяжело, но открыто.
— Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию предложил вместе с коллегами по ЕАЭС начать консультации с членами ШОС и АСЕАН о формировании возможного экономического партнерства между организациями. Упоминал об этом и российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Как вы оцениваете перспективы такого партнерства? О каких плюсах для России и стран СНГ в этой связи можно говорить?
— Фактически многое уже сделано на этом пути с помощью бизнес-проектов, товарных поставок и товарных интервенций. Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса нового Шелкового пути совершенно естественно, и это даже не требует каких-то серьезных разработок и заключения соглашений. Границы в данном случае прозрачны и товары уже поступают.
Единственное, что, может быть, немного смущает: учитывая высокий инвестиционный потенциал Китая, он крайне мало инвестирует в Россию и евразийскую интеграцию. Мало инвестирует Китай именно в промышленную зону и промышленный сектор. Может быть, как раз в этих соглашениях, в которых предлагается как-то соединить усилия российского интеграционного проекта и китайской экономики, вот этот инвестиционный вектор усилится.
России в этих условиях, к сожалению, искать какие-то варианты конкуренции, как-то стараться держать свой рынок для собственных рабочих мест и для собственных товаров пока не очень получается.
Все это говорит о том, что глобализация мировой экономики, товарных потоков и товарных рынков играет сейчас против России. И необходимо искать не меры закрытия собственного рынка, а какие-то новые технологии, новые пути для развития собственного производства, которое позволило бы России пусть не доминировать, но хотя бы достойно конкурировать у себя дома.
Страны СНГ практически находятся сейчас в стадии посредников: это заметно по Киргизии, по Белоруссии, частично по Казахстану. Российской стороне надо вести себя очень осторожно и стремиться всеми силами противостоять этой конкуренции в сфере производства, если она не хочет просто-напросто потерять экономическую самостоятельность.