ТАШКЕНТ, 17 дек — Sputnik. В Ташкенте открылась первая в истории страны масштабная выставка традиционной керамики. Корреспондент Sputnik Узбекистан пообщался с мастерами, искусствоведами и организаторами этого своеобразного узбекского ответа Чемберлену — китчу, который заполонил рынки большинства стран мира.
Ренессанс керамики
По словам художественного директора Галереи изобразительного искусства Камолы Акиловой, особенностью выставки стал жесткий отбор участников, которые должны были быть продолжателями настоящих традиций узбекского гончарного мастерства.
"В последнее время стало проводится множество ярмарок декоративно-прикладного искусства и значительная доля представленной там продукции — это китч. Мастера не проявляют устойчивости в сохранении традиций, идут на поводу у рынка, поэтому и появляется так называемое "дешевое искусство", — отметила она.
Проводимая выставка, по мнению Акиловой, прекрасный ответ подобным попыткам заменить настоящее искусство. Здесь представлены разные центры, школы и традиции узбекской керамики, каждый из мастеров известен далеко за пределами республики, именно они веками развивают и сохраняют этот древнейший народный промысел.
Таких условий, какие созданы в Узбекистане для развития ремесленничества, замечает эксперт, нет ни в одной другой стране мира. Например, сегодня в России много говорят о поддержке народных промыслов, но пока там государство не включилось серьезно в этот процесс, в отличие от Узбекистана.
"Сейчас идет процесс ренессанса традиционной керамики, и мы должны показывать зрителям эту разницу между настоящими традициями и дешевой подделкой, которую к сожалению на первый взгляд сложно заметить. На выставке вы увидите керамику, какой она должна быть, какой она может быть, это безусловно наше богатство, необходимо его развивать и пропагандировать", — подчеркнула Камола Акилова.
Главное есть спрос, подчеркивает она, несколько лет назад во Дворце Наций в Женеве прошла выставка узбекской керамики, которая произвела неизгладимой впечатление на публику.
У каждого изделия из глины — своя история
Мастер знаменитой гиждуванской школы керамистов в седьмом поколении Обиджон Нарзуллаев рассказал, что массовый ширпотреб нанес серьезный урон настоящему керамическому искусству.
"Такой керамики как в Гиждуване, нет больше нигде. Ее отличает богатая цветовая гамма, своеобразие форм и узоров, особенно популярны цветочные мотивы, обереги. Весь процесс работы — такой же, как и сотни лет назад, все делается вручную с использованием древних рецептов приготовления глин, красок, глазурей, формовки и обжига изделий", — рассказал он.
В последние годы, по словам мастера, на рынке появляется все больше и больше подделок.
Многие люди приходят, приносят поддельный товар — керамику, которая выдается за наши работы. Все через месяц после покупки у нее откалываются края, деформируется форма и отпадает глазурь. В результате, из-за непрофессионализма или желания быстро заработать страдает имя целой династии, — замечает Нарзуллаев.
Для гиждуванской школы характерны около 60-70 форм и более ста видов узоров. По словам Обиджона, все это сохраняется только в голове мастера.
"Обычному человеку может показаться, что узоры на керамике — это фантазия автора, что захотел то и нарисовал. Однако это не так. Каждый завиток и цвет имеет свой смысл. При этом важна аутентичность, мы можем изменить место узора, но сам узор — не имеем право, это может сделать только главный мастер династии. Он имеет право придумать новую форму или узор, но в рамках сложившихся традиций", — рассказал он.
Однако это не значит, что керамисты — догматичный народ. Они изучают работы коллег, ищут возможности для улучшения своего товара. Например, наш собеседник разработал уникальный состав глины, которая позволила сделать изделия легче, но при этом прочнее.
Керамика, по мнению мастера, это вообще индивидуальный товар, можно отсмотреть сотню ляганов (больших блюд для плова) одинаковых с виду, но в каждом будет своя история. Это очень привлекает туристов, которые ищут изюминку.
По словам Обиджона, один из японских путешественников очень долго искал подходящее ему изделие, перебрал больше сотни ляганов. Когда мастер спросил его, что же он ищет, тот ответил, что прочитал где-то об узбекской керамике, представил себе ее в голове, отвел ей место в своем доме и поехал в Узбекистан искать этот образ. И нашел…
Другое интересное направление в деятельности мастера — восстановление искусства производства гиждуванских кувшинов, которое было утеряно на рубеже XVIII века. Для этого Обиджону Нарзуллаеву пришлось долгое время провести на раскопках, где он по осколкам древних кувшинов изучал технологию их изготовления.
"Первый кувшин я сделал около трех лет назад, сегодня на моем счету порядка 80. Технология их изготовления такова, что невозможно повторить предыдущую работу, как бы я не старался. Однажды замахнулся — сделал кувшин высотой 1 метр 85 сантиметров. На это ушла целая неделя и мистика какая-то — после окончания работы гончарный станок перестал работать", — рассказал он.
По словам мастера, настоящим керамистом можно стать только если действительно любишь "возиться с глиной", вкладываешь в работы свое сердце. Уже подрастает восьмое поколение известной династии. Шестилетняя дочь Обиджона, для которой сделали специальный миниатюрный гончарный станок, уже упорно работает, что-то лепит маленькими ручками. Так-что опасаться за передачу традиций в узбекском гончарном промысле опасаться не стоит, осталось только победить китч.