ТАШКЕНТ, 24 дек — Sputnik. Ослабление рубля, рост стоимости услуг в аэропортах, уход с отечественного авиарынка ряда перевозчиков, закрытие популярных для россиян курортов — все эти факторы уже привели к подорожанию билетов в среднем на 8-10%, а в будущем году ситуация с ценами может только усугубиться, пишет РИА Новости.
Российские власти заверяют, что стоимость билетов, особенно после прекращения работы второго по величине перевозчика "Трансаэро", находится под пристальным контролем. ФАС уже даже вынесла предупреждение "Аэрофлоту", получившему большую часть маршрутов банкротящейся компании, о недопустимости необоснованного роста цен.
Участники рынка, опрошенные РИА Новости, считают, что рост цен на билеты в 2016 году на внутренних направлениях составит минимум 5-10%, а на международных — не менее 10-20%. Однако дополнительно увеличить стоимость билетов может оптимизация маршрутной сети и уменьшение числа рейсов, на что будут вынуждены пойти авиакомпании в условиях сокращения спроса на рынке перевозок.
Минтранс полагает, что повлиять на ситуацию с ростом цен сможет расширение механизма субсидирования авиаперевозок и финансовая поддержка рынка со стороны государства. Глава министерства Максим Соколов подсчитал, что возможное снижение НДС до нуля на внутренние авиаперевозки даст авиакомпаниям еще порядка 20 миллиардов рублей. Помимо этого, министерство в полном объеме сохранило программы поддержки авиаперевозок, которые были намечены на 2015 год.
По его данным, за 9 месяцев текущего года на поддержку отрасли было направлено порядка 7,5 миллиарда рублей, а перевезено около 1,4 миллиона пассажиров, и можно подсчитать, что каждый пассажир обошелся бюджету немногим более 5,3 тысячи рублей.
Перераспределение рынка
В текущем году произошло серьезное изменение рынка авиаперевозок. Сильное влияние на сокращение числа регулярных рейсов и падение международных перелетов оказали уход с рынка "Трансаэро", а также "закрытие" для россиян Украины, Египта и частично Турции.
По оценке Минтранса, совокупный объем "выпадающих" пассажиров по этим направлениям составляет порядка 8 миллионов человек или 9%. По данным Росавиации, если международные перевозки сократились почти на 14%, то на внутренних воздушных линиях наблюдается рост более чем на 15%. Сейчас на долю внутренних воздушных линий приходится 57% от всего авиационного трафика, хотя недавно пропорция была обратной.
Отечественные компании ушли в менее рентабельный сегмент рынка внутренних перевозок, который никогда не отличался своей маржинальностью. Пассажир иностранных компаний приносит аэропортам в 2-2,5 раза больше дохода, чем пассажир внутренних линий, сетует замдиректора аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин.
Надбавка на услуги
Аэропорты уже начали компенсировать выпадающие доходы из-за переориентации авиапассажиров на внутрироссийские маршруты, и представители авиакомпаний это заметили. Рост различных для них услуг составил от 10%.
"При том, что цены авиакомпаний в среднем поднялись на 3%, в "Шереметьево" цены поднялись на обслуживание на 16%, в калининградском "Храброво" — на 23%. В "Домодедово" — на 8% и так далее, и это при том, что тарифы пока регулируются. Можно думать, что будет, когда цены на тарифы отпустят в свободное плавание…. Безусловно, мы не можем не перекладывать эти затраты в цену на билет", — сообщил в начале декабря заместитель гендиректора "Аэрофлота" Шамиль Курмашов.
Минтранс, ФАС и Минэкономразвития разрабатывают изменения, снимающие тарифное регулирование в аэропортах Москвы, против дерегулирования тарифов выступили "Аэрофлот", S7 и "ЮТэйр", так как побоялись повышения цен на предоставляемые им услуги.
Согласно отчету группы "Аэрофлот", контролирующей на данный момент 41,4% авиаперевозок в РФ, за 9 месяцев 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года операционные расходы перевозчика увеличились на 22,3% — до 272,2 миллиарда рублей.
Больше всего выросли расходы группы по лизингу воздушных судов на 88,6%, до 31,34 миллиарда рублей. Это произошло из-за изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах). Дополнительное влияние на расходы "Аэрофлота" оказало расширение парка воздушных судов на 17 лайнеров, или 9,3% — до 183 единиц.
10-15% и это не предел
Кирилл Фаминский гендиректор агентства самостоятельных путешествий Pososhok.ru отмечает, что порядка 70% издержек авиакомпаний номинированы в валюте и, естественно, что им придется компенсировать снижение курса рубля ростом тарифов на авиаперелеты в 2016 году.
"Вопреки всем событиям 2015 года, цены на внутрироссийские перелеты практически не изменились. В большинстве случаев рост составил менее 5%, для некоторых, чаще всего, дальнемагистральных направлений — до 10%", — отмечает в свою очередь директор по развитию агентства OneTwoTrip Аркадий Гинес.
По его словам, в 2016 году ожидается похожая динамика. Этому может способствовать переток пассажиров с международных направлений, что позволит повысить заполняемость внутренних рейсов, а также снижение средней стоимости авиабилетов за счет введения авиакомпаниями гибких тарифов.
"В целом, в 2016 году на международных маршрутах можно ожидать более серьезного роста цен. Здесь как минимум скажется уход ряда иностранных авиакомпаний, особенно лоукостеров, которые еще летали в 2015 году", — считает Гинес.
"По моим оценкам, рост тарифов составит от 10% до 15% в среднем в годовом исчислении. Но субъективно рост может ощущаться как более высокий, так как авиакомпании будут вынуждены оптимизировать маршрутную сеть, сокращая количество рейсов, чтобы максимально загружать самолеты. Авиабилеты с самыми дешевыми тарифами будут выкупаться очень быстро и максимально заранее, количество таких тарифов будет сильно ограничено", — отмечает Фаминский.
По его словам, исключением останутся субсидированные направления в Симферополь, Калининград, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский в летний сезон. "Кроме того, нельзя исключать и того, что в 2016 году российский рынок покинет еще ряд зарубежных авиакомпаний, что может еще больше уменьшить объем рынка перевозок, оказав дополнительное влияние на стоимость перелетов", — добавляет Фаминский.
"Авиабилеты в Европу подорожали в среднем за год на 24%, а в страны СНГ — на 23%, в страны более дальнего зарубежья — на 26%. Учитывая нестабильность курса рубля и геополитическую обстановку, можно прогнозировать в 2016 году рост цен на авиабилеты за рубеж как минимум на 20%, а по России — примерно на 10%", — уверен основатель туристического сервиса Туту.ру Дмитрий Храпов.
Он считает, что в 2016 году цены на некоторые наиболее востребованные направления по России останутся на уровне 2015 года. В уходящем году средние цены были стабильны по таким направлениям как Москва-Петербург, Москва-Минеральные воды, Москва-Калининград, Москва-Симферополь, Москва-Сочи.
Наценка на Египет
Полеты из РФ в Египет будут возобновлены лишь после того, как российские и египетские авиавласти будут убеждены в безопасности тех аэропортов, куда летают российские туристы, в первую очередь, Хургады и Шарм-эш-Шейха. В Ространснадзоре предположили, что дополнительные меры безопасности выльются в еще один досмотровый периметр пассажиров и их багажа уже российскими специалистами.
Эти меры могут привести к удорожанию авиабилетов в эту страну примерно на 20 долларов, уверен вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.
"Цена не должна меняться, но если будут повышены аэропортовые сборы в связи с дополнительными мерами безопасности, вводимыми в аэропортах Египта, то, по нашей оценке, рост составит примерно 20 долларов", — сказал Горин.
По данным Горина, на момент прекращения авиасообщения с Египтом самый дешевый авиабилет из России в эту страну стоил 230 долларов. Такой тариф предлагала авиакомпания "Оренбургские авиалинии" после ухода с рынка "Трансаэро". Средняя рыночная цена чартерного перелета в Египет составляла 270-280 долларов.
Путешествия налегке
Оплата за провоз багажа — обычная процедура для низкобюджетных перевозчиков и позволяет пассажирам экономить и не платить за лишние услуги. Первым перевозчиком в РФ, который ввел оплату за провоз багажа, была низкобюджетная структура "Аэрофлота" — "Победа". С первого октября крупнейший перевозчик Германии, Lufthansa также ввел тарифы без оплаты включенного багажа на всех среднемагистральных европейских рейсах.
Авиакомпании группы S7, "Уральские авиалинии", "ЮТэйр" и Red Wings в декабре ввели для пассажиров новые тарифы, не включающие провоз багажа. Согласно информации "Уральских авиалиний", пассажиру разрешается провести 10 килограмм в ручной клади бесплатно.
"Багаж платный, до 20 килограмм — 2000 рублей. Свыше 20 килограмм, по тарифам провоза сверхнормативного багажа", — говорится в пояснении. Столько же стоит провоз багажа на рейсах S7.
Чего ждать от властей
Глава ФАС Игорь Артемьев уже пригрозил слежкой за поведением аэропортов московского авиаузла после введения дерегулирования тарифов на их услуги. ФАС констатирует, что наблюдает рост цен на авиабилеты с момента ухода с рынка "Трансаэро".
Уход компании с рынка пришелся на пиковый сезон авиаперевозок, привел к сокращению количества провозных емкостей, которые одномоментно невозможно заместить. При этом сильно увеличилась загрузка оставшихся самолетов (в некоторых случаях до 95% со средних 70-75%).
"Рост тарифов неизбежен, так как сложившийся на рынке уровень цен не позволяет авиакомпаниям покрывать растущие издержки", — говорит исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. По его мнению, в настоящее время на российском рынке наблюдается избыток провозных емкостей. В тоже время перевод части флота с невостребованных международных линий на внутрироссийские направления еще больше усугубит ситуацию и спровоцирует демпинг.
"Это деформирует нормальную рыночную ситуацию и заставит перевозчиков субсидировать авиапассажира во имя сохранения денежного потока. Надежды авиакомпаний на то, что после ухода "Трансаэро" тарифы позволят зарабатывать, не оправдались, следовательно, необходимо ждать либо налоговых послаблений, либо новых жертв из числа наименее финансово-устойчивых перевозчиков", — говорит эксперт.
Пантелеев отмечает, что авиакомпании ожидают снижения ставки НДС при обслуживании внутрироссийских линий с 10% до нуля. Кроме того, аэропорты ожидают вместо отсутствующего НДС введение нулевой ставки, для получения зачета налога.
"Если они что-то строят, то они платят 18% НДС, а услуги авиакомпаниям оказывают без НДС, а значит зачесть НДС не могут", — говорит собеседник РИА Новости. Также авиакомпании ждут субсидирования ставок по кредитам, привлекаемым ими для продолжения операционной деятельности, при перспективе замедления темпов роста перевозок.
Кроме того, авиакомпании рассчитывают, что программы субсидирования как региональных линий, так и межрегиональных направлений будут сохранены, а как максимум бюджетное финансирование по этим отраслям будет увеличиваться.