Как найти работу, если ты бестолочь с невнятной специальностью

© Табылды КадырбековБизнес-тренер и директор интернет-агентства Сергей Гусаков
Бизнес-тренер и директор интернет-агентства Сергей Гусаков - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Бизнес-тренер и директор интернет-агентства Сергей Гусаков рассказал, за какими работниками охотятся кыргызстанские бизнесмены, как за 10 минут обрести цель в жизни и почему большинство стартапов обречено на провал.

Бесплатное не ценится. Платье, купленное на распродаже, можно небрежно закинуть в угол шкафа, а купленное на всю зарплату — никогда. Обычно Сергей Гусаков свои знания продает, причем довольно успешно. Но для журналиста Sputnik Кыргызстан Асель Минбаевой бизнес-тренер сделал исключение.

— Раньше все в жизни человека было понятно: прадед возделывал пшеницу, дед возделывал, отец возделывает, значит, и я буду это делать. И дети мои, и внуки… В советское время тоже было терпимо: выбираешь профессию, а дальше проходишь путь университет — стажер — специалист — главный специалист — начальник отдела. А сейчас все смешалось…

— Молодежь охвачена новым трендом: стартап. Кажется, стоит открыть какое-то дело, и будет тебе счастье. Я вижу настроения своих студентов. Они уже не хотят на кого-то работать. Все сразу метят в начальники. Они не верят в то, что сначала надо поработать на "дяденьку". Для них это унизительно.

Студенты недоумевают, когда узнают, что в их годы я начинал как фарцовщик. В мой "дипломат" помещалось ровно 62 аудиокассеты. И после лекций я их разносил по точкам. Это здорово закалило характер, научило продавать, я приобрел главный навык — общения с людьми.

По сути, бизнес-план большинства стартаперов сводится к "придумать что-нибудь и пойти клянчить деньги у спонсоров". Беда в том, что в крутизну новоиспеченных бизнесменов верят только сами новоиспеченные бизнесмены. Бывалые предприниматели на раз отличают того, кто провел всего парочку переговоров, от тех, кто делает это уже в сотый раз.

— Кому-то лавры Марка Цукерберга покоя не дают. В телевизоре показывают молодых, красивых, успешных. Хочется туда же.

— Так и есть. Были у меня клиенты, мечтающие открыть в Бишкеке туристическую компанию, несмотря на то, что их и так в принципе немало. Я помог им рассчитать примерные показатели: сколько будет клиентов, каким окажется средний чек.

Мои прогнозы показались им пессимистичными. Настолько, что часть денег они мне так и не заплатили. На своей вере в чудо они продержались три месяца. И закрылись…

У нас не привыкли подходить к стартапам ответственно. Это как "ой, у всех кофейни, и я тоже открою!". Помните, сначала массово открывались обменки, затем интернет-кафе, потом СТО, салоны красоты, гостиницы и, наконец, кофейни.

Проблема в том, что рынок перенасыщается однотипными заведениями и в результате все они становятся нерентабельными.

— С другой стороны, такое тоже можно понять: работодатели сейчас пошли не самые милые. Так и норовят на деньги обмануть, работой нагрузить за микроскопическую зарплату.

— Да, есть такие предприниматели, к сожалению. Но сейчас сознание бизнесменов понемногу меняется. И улучшения спровоцировал… кризис! Когда доходы падают, становится очевидно, что надо что-то менять: использовать эффективные инструменты маркетинга, реально конкурировать, учить персонал продавать. Теперь устроить бестолкового родственника на "хлебную" должность становится непозволительной роскошью. Постепенно начальники начинают понимать, что без профессионалов ни одна компания не сможет работать.

Как-то раз я проводил тренинг для сотрудников банка. Знал, что большинство слушателей были взяты на работу из-за родственных связей. Тогда я подошел к руководителю департамента этого банка и поинтересовался, зачем ему обучать случайных людей, которые не заинтересованы в получении профессиональных знаний. Он сказал, что из пяти человек двое приняты на работу вполне заслуженно и ради их обучения стоит потратиться и заплатить, как за пятерых.

— Ох уж этот трайбализм! А если добавить к нему и странный набор специальностей, которые из года в год выбирают кыргызстанцы, то становится совсем тоскливо. Кстати, почему вчерашние школьники сознательно хотят быть экономистами, юристами и дипломатами, несмотря на то, что сейчас их и так слишком много?

— Это еще один тренд. Знаете, почему привычных уборщиц заменили клининг-менеджеры? Сейчас модно казаться, а не быть. Вы можете работать за копейки, без выходных, выполняя монотонные и неинтересные задания. Но терпите просто потому, что, знакомясь с людьми, протягиваете им визитку с должностью "проект-менеджер компании Х".

Людям приятно именовать себя юристами или экономистами. Это звучит солидно. Ради этого они готовы тратить годы в университете.

— Во-во, именно тратить. По сути, высшее образование подразумевает некую элитарность, оно по идее должно даваться тяжело, а не так, как сейчас: берите дипломов сколько хотите.

— Университеты никогда не ставили перед собой целью обучить студентов ремеслу. Этим пусть колледжи занимаются. Я, например, по первому образованию филолог (по второму — маркетолог и еще бизнес-тренер). Конечно, не могу сказать, что куча правил в области языкознания для меня сейчас жизненно необходима.

Лишь 5 процентов осуществляют свои цели. Остальные 95 помогают воплощать в реальность чужие.

Как-то я проводил тренинг для одного государственного органа. Оказалось, что компьютеры наши чиновники используют, как печатные машинки. Знают про "Ворд". Особо продвинутые про "Ексель". Все! 90 процентов опытных пользователей не умеют даже Гуглом правильно пользоваться! Это говорит о том, что многие просто не научились получать знания.

— А если сомнительная специальность уже получена, навыков выживания толком нет, то как дальше?

— Как-то у студентов пятерки престижнейших вузов мира спросили: имеете ли вы цель в жизни? Оказалось, что планы были всего у 15 (!) процентов студентов.

Через несколько лет выяснилось, что именно эта шестая часть добилась в жизни больше остальных. Нет, разумеется, выпускники Оксфорда или Принстона просто не могут влачить жалкое существование на непрестижной работе. Но по сравнению с теми 15 процентами они оказались действительно неудачниками.

Лишь 5 процентов осуществляют свои цели. Остальные 95 помогают воплощать в реальность чужие.

Представим, что у вас нет ни образования, ни работы, ни даже четкого понимания того, чем вы будете заниматься. Возьмите лист бумаги и ручку. Условие: доктор сказал, что вам осталось жить месяц. Пишем перечень дел, которые бы вы хотели успеть выполнить за это время.

Следующее задание: доктор ошибся в анализах, и оказалось, что вы сможете протянуть год. Вычеркиваем лишнее, добавляем новое. А теперь на сладкое — жизнь подарила вам целых пять лет. Повторяем процедуру.

Таким образом, вы составите себе персональный план действий. Остается только его придерживаться.

— А есть ли универсальные рецепты, чтобы понравиться потенциальному работодателю?

— Есть, и их много. Не буду все сразу выдавать. Но один точно есть. Видите мои часы?

— Да, симпатичные.

— Они стоят триста долларов. Они и выглядят на триста долларов. Но не претендуют на то, чтобы выглядеть на 1 000. Если ко мне приходит человек с поддельным Rolex и визиткой за 50 сомов, то это серьезный повод насторожиться. С большой долей вероятности перед вами не профессионал, а пустышка, пытающаяся "закосить" под профи.

Знаете, машины премиум- класса рассчитаны не на владельцев крупных компаний, а на топ-менеджеров. Это я к тому, что не стоит пытаться казаться круче. Ваш обман вычисляется мгновенно. Поэтому первая рекомендация — будьте честны и реально оценивайте свои сильные и слабые стороны! И второе — будьте готовы развиваться.

— Иногда у меня складывается впечатление, что работодателям нужны не хорошие работники, а лояльные. Вы согласны? За кем сейчас охотится кыргызстанский работодатель?

— По поводу лояльности — согласен, многим руководителям так спокойнее. Работодатели охотятся за двумя категориями сотрудников: трудолюбивыми и гениями.

Поясню. Гений — это исключительность в чем-либо, но использовать качества гениальных людей для профессионального развития может любой специалист. Просто нужно развивать их в себе.

Во-первых, надо верить в свои способности. Если я верю, что могу выучить язык, я его выучу, и наоборот.

Во-вторых, как я сказал, нам всем нужны цели. Когда Стив Джобс впервые перед своими инженерами описал, каким должен быть айфон, они решили, что это технически невозможно, он сумасшедший. Но старина Джобс верил.

В-третьих, научитесь свои идеи визуализировать. Например, Никола Тесла, когда придумывал свою модель электродвигателя, всегда до мелочей представлял ее в своей голове. Это как воображаемая 3D-модель. Он мог проследить, как работает малейшая деталь.

В-четвертых, навык коммуникации. Как писал журнал TIME, большинство успешных американцев умение общаться выделяют как основное качество.

В-пятых, работайте! Чтобы стать профессионалом в своей отрасли, надо посвятить работе как минимум 10 тысяч часов. Мы возвращаемся к трудолюбию и известной пропорции: 5 процентов таланта:95 процентов труда.

— А есть ли какие-нибудь советы для тех, кто собирается нанять работника?

— Первым делом спросите у претендента, кем он собирается стать через пять-десять лет. Как я уже сказал, цель — это чрезвычайно важно. Кроме того, я всегда спрашиваю у соискателя, что он умеет, в чем его кунг-фу. Потому что профессионал всегда знает о своих сильных качествах.

Я сразу говорю потенциальному работнику, что мы вместе на некоторое время. Как правило, через два-три года сотрудники перерастают свою должность и либо идут на повышение, либо меняют место работы.

И еще. Мне важно, чтобы люди были готовы работать и хотеть зарабатывать. Я прошу кандидата озвучить зарплату и потом говорю, что для этого нужно делать ежемесячно.

Даже современная молодежь фанатеет от работы от звонка до звонка, если понимает, зачем это делает, в чем польза работы, когда видит результат. В конце концов, так ли уж важно, сколько времени сотрудник сидит в офисе, если большая часть его времени уходит на соцсети и пасьянсы?

Человек должен быть готов стать эффективным игроком команды и расти как профессионал.

Лента новостей
0