ТАШКЕНТ, 12 янв — Sputnik. Влияние Раймонда Паулса на современное искусство и шоу-бизнес еще предстоит изучить. В частности, творчество и масштаб личности Раймонда Вольдемаровича, как оказалось, способствовали формированию личности продюсера группы "На-На" Бари Алибасова. В этом нам признался сам Бари Каримович.
Вам доводилось встречаться с Раймондом Паулсом?
С Раймондом Паулсом я никогда не сталкивался, о чем очень жалею. Это музыкант, которым я восхищаюсь, которому я бы хотел подражать, который произвел на меня сильное эмоциональное впечатление. У меня есть еще один любимый композитор – польский авангардист Кшиштоф Пендерецкий. Вот для меня оба этих человека – суть моего миропонимания, моего развития и моего вдохновения в музыке.
С Раймондом Паулсом я не встречался, но видел его впервые в середине 60-х годов. Я тогда учился в строительном институте в городе Усть-Каменогорске и уже создал группу "Интеграл". Тогда на гастролях в Усть-Каменогорском дворце металлургов был Рижский эстрадный оркестр. Понятно, что у меня, как у работника этого дворца, была возможность ходить практически на все концерты. Вот тогда на меня Паулс произвел сильное, неизгладимое впечатление.
За счет чего? Тогда ведь у него еще не было всесоюзной славы?
Во-первых, своим благородством. Во-вторых, необычайным аристократизмом. Все это было совершенно несвойственно советским людям. Аристократизм – это слово было позорищем советского человека. И вдруг появился на сцене Паулс. Он дирижировал оркестром. Но когда он сидел у рояля, невозможно было передать магию, которая исходила от него.
Его спокойное лицо с подергивающимися губами, его удивительная пластика рук и такая одухотворенная, но в то же время сдержанная фигура – это все притягивало так, что невозможно было оторваться.
А его произведения вы до этого слышали?
А музыку Паулса я впервые услышал еще на пластинке "Вокруг света" — была такая серия гибких грампластинок. Там были разные зарубежные исполнители. И почему-то среди "импортных" исполнителей оказалась инструментальная пьеса Раймонда Паулса, которая просто очаровала своей виртуозностью. Слышно было каждый звучок, каждую бусинку и необыкновенный, какой-то очень жесткий ритм. Мелодия завлекала и вела за собой так, что невозможно было оторваться.
Я запомнил, поскольку пьеса мне очень понравилась, что ее автор и исполнитель – Р. Паулс. И потом вдруг я этого Паулса увидел уже во главе Рижского симфонического оркестра. И вот тогда мне показалось, что он — не совсем человек. Это нечто такое возвышенное, что просто необъяснимо. Такая спокойно льющаяся мелодия, которая трогает так, что невозможно не сопереживать каждому звуку. И я не знаю, как он это делал.
Потом, естественно, Паулс исчез из моего кругозора, а со временем исчез и рижский эстрадно-симфонический оркестр. И вдруг он появляется со своими необъяснимыми по красоте песнями. В то время я уже активно гастролировал по стране с группой «Интеграл». Это была шумная и чуть ли не запрещенная рок-группа.
Так вот, мы, играя музыку, совершенно далекую от этого мелодизма и игривости Раймонда Паулса, были влюблены в песню «Листья желтые». Кто ее пел – не знаю, но в поезде (а тогда, в основном, мы передвигались по центральной России на поездах) постоянно звучала эта песня. Она мне казалась очень иностранной, несмотря на то, что пелась на русском языке.
Потом обнаружилось, что это – песня того же Раймонда Паулся, которым я увлекался совсем в детстве, потом увлекся в юности, увидев его живьем. Эта песня тронула холодные сердца рок-музыкантов. Вот такая связь у меня с Раймондом Паулсом. Практически эта связь с ним длилась всю мою творческую жизнь, несмотря на то, что я никогда не был с ним знаком. И меня никто не представлял. Но это был один из немногих людей…
С которыми вы не знакомы?
Которого я бы хотел потрогать, к которому я бы хотел прикоснуться, с которым я бы хотел поговорить. Есть один гениальный человек – Рэй Чарльз, композитор и пианист, с которым мне посчастливилось познакомиться близко. И я испытывал дрожь, страх, когда стоял рядом с Рэй Чарльзом и общался с ним. Думаю, что точно такое же состояние возникло бы, если бы я познакомился близко с Раймондом Паулсом.
Давайте ему что-нибудь пожелаем на юбилей?
Как человек, который понимает, что такое здоровье (в молодости это непонятно), я желаю ему здоровья, здоровья и еще раз здоровья, бодрости духа, как можно больше физических сил. Ведь настоящие узы, которые нас связывают с нашей юностью, молодостью и, собственно, с жизнью – это музыка Раймонда Паулса.
Особенно песни в исполнении Аллы Пугачевой – это просто духовный и эмоциональный взрыв.