ТАШКЕНТ, 15 янв — Sputnik. Мирный план урегулирования конфликта на Донбассе так и не удалось реализовать в намеченный срок (до конца 2015 года), но есть надежда, что с появлением экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова в качестве главного переговорщика с российской стороны, дело сдвинется с мертвой точки.
Сколько еще будет длиться диалог сторон, и кто на самом деле тормозит выполнение минских соглашений корреспонденту Sputnik рассказал директор украинского филиала Института стран СНГ, политолог Денис Денисов.
— В очередном заседании Контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе, состоявшемся в Минске, с российской стороны впервые принимал участие Борис Грызлов. Можно ли рассчитывать на значительный прогресс в выполнении минских соглашений с его появлением?
— Думаю, положительные изменения будут. Они должны быть, потому что участие в переговорах Бориса Грызлова, на данный момент являющегося постоянным членом Совета безопасности РФ, значительно увеличит интенсивность переговорного процесса и впоследствии, надеюсь, приведет к тому, что все больше пунктов минских соглашений будет реализовано в полном объеме.
Очень хотелось бы верить в то, что договоренности о полном прекращении огня с 14 января действительно будут выполняться и одной и другой стороной. Это было бы первым знаковым шагом участия Грызлова в переговорах.
— На ваш взгляд, о чем вообще говорит назначение в контактную группу такой фигуры как Борис Грызлов?
Назначение такого человека призвано показать, что Россия очень серьезно подходит к проблеме урегулирования конфликта на востоке Украины, а также демонстрирует, что у российского президента есть большая заинтересованность в том, чтобы конфликт действительно был урегулирован.
— А в состоянии ли представители Украины самостоятельно принимать решения в Минске?
— Очевидно, что Украина не самостоятельна в принятии решений, но это не говорит о том, что минский процесс невыполним. Мы прекрасно понимаем, что в настоящее время Украина является страной с ограниченным суверенитетом, и во многом зависит от своих западных партнеров: и в финансовой части, и в политической.
России с этим приходится считаться и мириться. Здесь важно само понимание того, что коль уж украинская сторона не совсем самостоятельна в принятии решений, то необходимы и параллельные диалоги по минскому процессу российской стороны с США и с ЕС.
— Вы упомянули о поправках. Каковы, на ваш взгляд, перспективы утверждения этих конституционных изменений, предусмотренных минскими соглашениями? Будут ли самопровозглашенные республики согласны с поправками в том виде, в котором они предлагаются, даже если они будут приняты Радой?
— Как мы знаем, в течение января этого года Украина, согласно минским договоренностям, должна внести изменения в Конституцию относительно децентрализации. Мы говорим о поправках, которые в первом чтении были приняты украинской Верховной радой в конце лета.
На данный момент существует достаточно большая вероятность того, что все-таки президент Порошенко найдет 300 голосов: через договоренности, где-то, может быть, используя различные средства влияния. Петр Порошенко таким образом в очередной раз сможет продемонстрировать западным партнерам, что Украина выполняет минские соглашения.
Также мы знаем, что в самом теле Конституции не прописан особый статус этих территорий, о чем опять-таки говорится в минских соглашениях.
И в-третьих, конечно, следует отметить, что европейские партнеры в лице Германии и Франции все чаще и все больше демонстрируют, что они не удовлетворены такой позицией Украины — которая создает видимость, что выполняет соглашения, но по своей сути делает все, чтобы, наоборот, их сорвать.
И в этом отношении хотелось бы верить, что даже если данные поправки будут приняты, реакция со стороны европейских партнеров будет однозначна, и Киев должен будет эти поправки переголосовать.
Что касается позиции ЛНР и ДНР относительно этих изменений в Конституцию Украины, она уже неоднократно была озвучена. Лидеры республик очень четко заявили, что в подобном виде, в котором сейчас предложены изменения, они неприемлемы.
Соответственно, для ЛНР и ДНР вопрос их признания-непризнания вообще не стоит, потому что эти поправки несколько "из другой оперы". Это на самом деле передергивание и очередной вариант откровенного вранья со стороны представителей Украины — конечно, принять их, с точки зрения представителей республик, просто невозможно.
— Насколько еще может затянуться этот "конструктивный" диалог? И кто на самом деле тормозит минский процесс?
— Как мы знаем, изначально минские соглашения подразумевали, что этот документ будет действовать до конца 2015 года. Однако в силу тех обстоятельств, которые сопутствовали реализации данного документа, стало для всех очевидным, что его необходимо продлевать и на 2016 год, что фактически и произошло.
Говорить сейчас точно, о каких сроках идет речь, мягко выражаясь, преждевременно. Как мы понимаем, полная реализация данных соглашений зависит от политической воли участников самого процесса и аффилированных стран, таких, например, как США.
Если действительно будет политическая воля со стороны всех участников процесса, то, безусловно, минские соглашения можно реализовать в течение 2016 года. Если не будет, то эти соглашения могут быть продлены и на 2017, и на 2018 год…