Аналитика

Взгляд изнутри: чего ждать узбекистанцам от сотовой связи в новом году

© Sputnik / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкApple iPhone 6 и iPhone 6 plus
Apple iPhone 6 и iPhone 6 plus - Sputnik Узбекистан
Увеличение платы за абонентские номера и переход к плавающей ставки налога на прибыль существенно усложнили жизнь операторам сотовой связи в Узбекистане, а заодно и рядовым пользователям, которых ждет неминуемое повышение тарифов. Sputnik попытался разобраться, кто из игроков на этом рынке и за счет чего выиграет в новых реалиях.

ТАШКЕНТ, 18 янв — Sputnik. В Узбекистане с 1 января 2016 года сотовые операторы перешли к плавающей ставке налога на прибыль. Это означает, что они будут выплачивать налог в зависимости от уровня рентабельности своей деятельности. Корреспондент Sputnik Узбекистан, проанализировав ситуацию изнутри и пришел к неутешительным выводам и прогнозам.

С одной стороны из-за таких глобальных перемен стоимость услуг мобильных операторов так и просится вверх, а с другой — компании, вероятнее всего не сразу пойдут на повышение тарифов, опасаясь, прежде всего, давления со стороны регулятора. Однако как ни крути, рост цен все равно неизбежен, и эта ситуация подогревается еще и растущим курсом доллара в стране.

Кроме того, именно сейчас как никогда раньше, новые правила могут значительно повлиять на перераспределение баланса сил игроков рынка. Но обо всем по порядку.

"Большая двойка"

На сегодняшний день рынок сотовой связи Узбекистана представлен пятью операторами. Это "дочка" холдинга Vimpelcom Ltd — ИП ООО Unitel (работает под брендом Beeline), "дочка" скандинавской TeliaSonera — ИП ООО Coscom (бренд Ucell), ООО "Universal Mobile Systems" (UMS), совместное предприятие с участием ОАО "МТС". Все трое предоставляют услуги в стандарте GSM. В таком же стандарте с прошлого года начал работать и получивший статус национального оператора Uzmobile, который сохранил за собой и CDMA-связь. И, наконец, СП Rubicon Wireless Communication, также предоставляющее цифровую связь CDMA под брендом PerfectumMobile.

Основные игроки, так называемая "большая двойка" — это Beeline и Ucell, которые практически между собой и делят рынок сотовой связи. Они являются доминирующими компаниями на рынке, абонентская база каждой из которых превышает по 10 миллионов человек.

Сотовые телефоны - Sputnik Узбекистан
Экономика
Узбекскую "дочку" Vimpelcom возглавил бывший кризис-менеджер МТС
Двое других конкурентов — UMS и Uzmobile пока еще находятся в стадии становления. Компании появились "на поле" мобильной связи относительно недавно. Поэтому рассматривать их как серьезных игроков, не стоит. Количество абонентов у этих операторов небольшое, тарифные планы еще слишком высокие по цене. Снизить стоимость услуг компании в ближайшем будущем не смогут, так как львиная доля выручки уходит на погашение кредитов, взятых в банках на развитие сети.

В свою очередь компания под торговой маркой PerfectumMobile вообще вне игры. На сегодняшний день в Узбекистане CDMA-связью пользуются единицы, потому что она так и не вошла в моду: то ли тарифы на нее слишком высокие, то ли узбекистанцам сподручнее пользоваться традиционными здесь симками.

Участники "большой двойки" — это основные конкуренты, причем за свое место под солнцем обе компании борются, что называется на износ: формируют интересные пакетные предложения, делая ставку на увеличение продолжительности разговора и стимулирование потребления мобильного интернета, а также предлагают выгодные тарифы для роуминга.

Вышки сотовой связи - Sputnik Узбекистан
Общество
Узбекский национальный оператор расширяет зону охвата сетью GSM
С их стороны активно в течение года велась работа и по развитию сети, установке дополнительных базовых станций. Например, Ucell и Beeline даже стали внедрять альтернативные источники энергии для бесперебойного энергоснабжения своих станций. По словам руководства ООО Unitel, это дает им возможность улучшать связь в отдаленных и труднодоступных регионах страны. Так, в 2015 году оператором были установлены более ста солнечных панелей, а за последующие четыре года планировалось довести их число до 600.

В то же время в республике наблюдаются проблемы в обеспечении населения качественной мобильной связью. В ходе прошлогоднего мониторинга качества предоставления мобильных услуг были проанализированы операторы ИП ООО Coscom, АК "Узбектелеком", действующего через филиал Uzmobile, ИП ООО RWC и OOO Unitel. По результатам проверки и на основании жалоб абонентов, операторам со стороны регулятора было предписано повысить качество услуг связи в соответствии с принятыми в Узбекистане нормативами.

Зарабатывать стало невыгодно

Монтаж вышек сотовой связи - Sputnik Узбекистан
Общество
Узбекские операторы связи перешли к плавающей ставке налога на прибыль
Итак, принятая плавающая ставка налога на прибыль сотовых операторов заключается в том, что если рентабельность их деятельности составляет до 20%, то оператор будет оплачивать налог на прибыль по обычной ставке в 7,5%. При рентабельности свыше 20% ставка налога составит 50% от суммы прибыли, превышающей 20-процентный уровень рентабельности. К чему это ведет?

По мнению самих игроков рынка, это приведет к колоссальному росту налогов с деятельности в первую очередь операторов "большой двойки", что будет исчисляться дополнительными сотнями миллиардов сумов для них. То есть чем больше они заработают, тем больше отдадут. Естественно, это скажется и на уменьшении выручки.

Для государства это, безусловно, выгодная схема обложения налогами. Да еще и такого высокодоходного сектора экономики как сотовая связь. За счет этого власти страны смогут привлечь в госбюджет средства, которые необходимы для покрытия дефицита, заложенного в 2016 году на уровне 1%.

Говоря об уменьшении выручки участников сотового рынка, можно добавить, что эта ситуация усугубляется еще и тем, что с начала года выросла в два раза и плата за использование абонентских номеров сотовыми компаниями. Так, с 750 сумов в месяц за каждый абонентский номер она увеличилась до 1500 сумов.

Apple iPhone 6 и iPhone 6 plus - Sputnik Узбекистан
Экономика
Сотовым компаниям в два раза повысили сбор за абонентов
При этом изменился и порядок ее распределения: 80% от суммы будет направляться в бюджет, а остальная часть на специальный счет Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций. Для этой части платы предусмотрено целевое использование — обеспечение финансирования инвестиционных проектов по развитию информационных технологий и коммуникаций.

По экспертным оценкам, после индексации платы стоимость услуг мобильной связи в среднем за месяц на одного абонента увеличится с 11757 сумов (эквивалент 3,97 доллара) до 12507 сумов (эквивалент 4,22 доллара), или всего на 6,3%.

В итоге операторы получат то, с чем трудно бороться. А именно рост цен на их тарифы, чтобы хоть как-то компенсировать издержки. Причем это будет происходить постепенно. Вряд ли кто-то захочет заработать репутацию первого на рынке, кто повысит цены. Поэтому каждый из конкурентов будет выжидать до последнего. Между тем Beeline и Ucell из-за повышения тарифов могут натолкнуться на давление регулятора, с которым они должны согласовывать каждый свой шаг как доминирующие компании.

Поэтому повышать тарифы напрямую — дело сложное. Ведь это ко всему прочему еще и чревато отпугиванием от себя абонентов. В этом случае, как видится, "большая двойка", скорее всего, станет проводить скрытое повышение: увеличивать цены на дополнительные опции, предоставлять меньше услуг за те же деньги и тому подобное.

Сокращение объема услуг в пакетных тарифах должно в свою очередь стимулировать абонентов пользоваться дополнительными сервисами, не включенными в пакеты. На такой результат операторы тоже будут рассчитывать и соответственно внедрять в этом направлении что-то новое.

Салон сотовой связи в Узбекистане - Sputnik Узбекистан
Экономика
Узбекистан может предоставить льготы сотовым операторам
Конечно, скрытое повышение цен, на какое-то время способно операторам сохранить выручку, а вот надолго ли — сказать сложно. Это зависит от многих факторов, в том числе и от уровня инфляции. Но рано или поздно операторам все же придется от скрытого перейти к явному повышению своих тарифов. И в этом случае если их рост не превысит инфляцию, то, скорее всего, и абоненты, и регулятор отреагируют нормально.

Жесткая конкуренция и перераспределение баланса сил

Таким образом, в виду складывающихся обстоятельств ситуация на рынке сотовой связи прежде всего для "большой двойки" значительно обостряется. С одной стороны между двумя гигантами мобильной связи еще более ужесточится конкуренция, что может быть не так уж плохо для абонентов. Но с другой — сокращение выручки может спровоцировать и уменьшение бюджета, заложенного в стратегических планах операторов по развитию сети.

Операторам нужно будет компенсировать свои расходы и в первую очередь под удар попадают проекты по повышению емкости сети и расширению базовых станций. Так что программу Beeline по внедрению солнечных панелей в энергоснабжение станций придется, если не совсем свернуть, то, во всяком случае, изрядно подсократить.

Установка для получения альтернативной энергии в ДВФУ - Sputnik Узбекистан
Экономика
"Билайн" увеличит количество солнечных панелей для снабжения станций
А это прямой путь к ухудшению мобильной связи, которой и без того требовалось улучшение ее качества. Конечно, учитывая все эти факторы, операторам "большой двойки" не стоит ждать какой-то определенной радужной перспективы, а вот каждый из них вполне реально получит по горькой пилюле, впрочем, такое же ждет и их абонентов.

В свою очередь UMS и Uzmobile останутся как бы в стороне от этих передряг, поскольку у них, как у новичков рынка, не то что сверхприбыли, но и прибыли сейчас нет. Поэтому в данном конкретном случае получается — нет денег, нет проблемы, а если есть деньги, то и проблем не оберешься.

По мнению некоторых аналитиков, такой расклад вообще может привести к перераспределению баланса сил на рынке сотовой связи. Воспользовавшись этими обстоятельствами, новички могут начать ускоренную реализацию стратегии по выходу в дамки. Во-первых, неизбежный рост тарифов "большой двойки" приведет к своего рода уравниловке в тарификации услуг операторов. А это может стать и следствием некоторого увеличения абонентской базы двух остальных конкурентов.

При этом ряд экспертов, относящихся к таким прогнозам скептически, уверены в том, что все равно шансов у UMS и Uzmobile на то, что ситуация может сыграть в их пользу, мало. И здесь скептики приводят такие сравнения: если чемпиону по боксу привязать одну руку, то новичку все равно не одолеть его в поединке. Может быть и так, но шанс-то все равно сохраняется. И с этим трудно поспорить.

Все для минимизации расходов абонентов

Как бы там ни было, но в интересах операторов все равно остается минимизация расходов абонентов на услуги мобильной связи и в первую очередь на телефонные звонки. Число смартфонов растет, и операторы стараются активно продвигать услуги голосовой связи, мобильного интернета, снижают тарифы в интернет-роуминге и формируют оптимальные пакетные предложения.

Безусловно, нужно решить, как получать выручку для дальнейшего развития, но этот вопрос решается не только повышением цен, но еще и другими методами — созданием новых сервисов, стимулированием роста уровня потребления услуг. Поэтому, несмотря на повышение тарифов, предложения операторов по наиболее востребованным опциям могут остаться выгодными. И в этом плане цены по базовым тарифам операторы будут стараться сохранить на более низкой отметке, чем у конкурента.

Использование мобильных приложений - Sputnik Узбекистан
Общество
Узбекская "дочка" Vimpelcom запустила национальный мессенджер Va4ach
Причем очень важным является и такое преимущество как простота подключения и прозрачность тарифов. К примеру, интернет сегодня переполнен историями о том, что вернувшимся после путешествия на родину узбекистанцам, использовавшим роуминг, приходят многотысячные счета. Или же некоторые абоненты даже и не успевают уследить, как в один миг исчерпали свой лимит на звонки. Это служит поводом для разговоров о так называемом воровстве сотовых компаний, их нечистоплотности.

Именно поэтому фактор прозрачности тарифов сотовых операторов действительно становится сегодня еще одним важным конкурентным преимуществом. Чем больше открыта компания, тем больше к ней доверия абонентов, что в складывающихся условиях тоже может стать решающим в схватке игроков мобильного рынка.

Эволюция Узнета: скорость, охват и доступность
Эволюция Узнета: скорость, охват и доступность - Sputnik Узбекистан
Эволюция Узнета: скорость, охват и доступность
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский