ТАШКЕНТ, 18 янв — Sputnik. В Узбекистане с 1 января 2016 года сотовые операторы перешли к плавающей ставке налога на прибыль. Это означает, что они будут выплачивать налог в зависимости от уровня рентабельности своей деятельности. Корреспондент Sputnik Узбекистан, проанализировав ситуацию изнутри и пришел к неутешительным выводам и прогнозам.
С одной стороны из-за таких глобальных перемен стоимость услуг мобильных операторов так и просится вверх, а с другой — компании, вероятнее всего не сразу пойдут на повышение тарифов, опасаясь, прежде всего, давления со стороны регулятора. Однако как ни крути, рост цен все равно неизбежен, и эта ситуация подогревается еще и растущим курсом доллара в стране.
Кроме того, именно сейчас как никогда раньше, новые правила могут значительно повлиять на перераспределение баланса сил игроков рынка. Но обо всем по порядку.
"Большая двойка"
На сегодняшний день рынок сотовой связи Узбекистана представлен пятью операторами. Это "дочка" холдинга Vimpelcom Ltd — ИП ООО Unitel (работает под брендом Beeline), "дочка" скандинавской TeliaSonera — ИП ООО Coscom (бренд Ucell), ООО "Universal Mobile Systems" (UMS), совместное предприятие с участием ОАО "МТС". Все трое предоставляют услуги в стандарте GSM. В таком же стандарте с прошлого года начал работать и получивший статус национального оператора Uzmobile, который сохранил за собой и CDMA-связь. И, наконец, СП Rubicon Wireless Communication, также предоставляющее цифровую связь CDMA под брендом PerfectumMobile.
Основные игроки, так называемая "большая двойка" — это Beeline и Ucell, которые практически между собой и делят рынок сотовой связи. Они являются доминирующими компаниями на рынке, абонентская база каждой из которых превышает по 10 миллионов человек.
В свою очередь компания под торговой маркой PerfectumMobile вообще вне игры. На сегодняшний день в Узбекистане CDMA-связью пользуются единицы, потому что она так и не вошла в моду: то ли тарифы на нее слишком высокие, то ли узбекистанцам сподручнее пользоваться традиционными здесь симками.
Участники "большой двойки" — это основные конкуренты, причем за свое место под солнцем обе компании борются, что называется на износ: формируют интересные пакетные предложения, делая ставку на увеличение продолжительности разговора и стимулирование потребления мобильного интернета, а также предлагают выгодные тарифы для роуминга.
В то же время в республике наблюдаются проблемы в обеспечении населения качественной мобильной связью. В ходе прошлогоднего мониторинга качества предоставления мобильных услуг были проанализированы операторы ИП ООО Coscom, АК "Узбектелеком", действующего через филиал Uzmobile, ИП ООО RWC и OOO Unitel. По результатам проверки и на основании жалоб абонентов, операторам со стороны регулятора было предписано повысить качество услуг связи в соответствии с принятыми в Узбекистане нормативами.
Зарабатывать стало невыгодно
По мнению самих игроков рынка, это приведет к колоссальному росту налогов с деятельности в первую очередь операторов "большой двойки", что будет исчисляться дополнительными сотнями миллиардов сумов для них. То есть чем больше они заработают, тем больше отдадут. Естественно, это скажется и на уменьшении выручки.
Для государства это, безусловно, выгодная схема обложения налогами. Да еще и такого высокодоходного сектора экономики как сотовая связь. За счет этого власти страны смогут привлечь в госбюджет средства, которые необходимы для покрытия дефицита, заложенного в 2016 году на уровне 1%.
Говоря об уменьшении выручки участников сотового рынка, можно добавить, что эта ситуация усугубляется еще и тем, что с начала года выросла в два раза и плата за использование абонентских номеров сотовыми компаниями. Так, с 750 сумов в месяц за каждый абонентский номер она увеличилась до 1500 сумов.
По экспертным оценкам, после индексации платы стоимость услуг мобильной связи в среднем за месяц на одного абонента увеличится с 11757 сумов (эквивалент 3,97 доллара) до 12507 сумов (эквивалент 4,22 доллара), или всего на 6,3%.
В итоге операторы получат то, с чем трудно бороться. А именно рост цен на их тарифы, чтобы хоть как-то компенсировать издержки. Причем это будет происходить постепенно. Вряд ли кто-то захочет заработать репутацию первого на рынке, кто повысит цены. Поэтому каждый из конкурентов будет выжидать до последнего. Между тем Beeline и Ucell из-за повышения тарифов могут натолкнуться на давление регулятора, с которым они должны согласовывать каждый свой шаг как доминирующие компании.
Поэтому повышать тарифы напрямую — дело сложное. Ведь это ко всему прочему еще и чревато отпугиванием от себя абонентов. В этом случае, как видится, "большая двойка", скорее всего, станет проводить скрытое повышение: увеличивать цены на дополнительные опции, предоставлять меньше услуг за те же деньги и тому подобное.
Сокращение объема услуг в пакетных тарифах должно в свою очередь стимулировать абонентов пользоваться дополнительными сервисами, не включенными в пакеты. На такой результат операторы тоже будут рассчитывать и соответственно внедрять в этом направлении что-то новое.
Жесткая конкуренция и перераспределение баланса сил
Таким образом, в виду складывающихся обстоятельств ситуация на рынке сотовой связи прежде всего для "большой двойки" значительно обостряется. С одной стороны между двумя гигантами мобильной связи еще более ужесточится конкуренция, что может быть не так уж плохо для абонентов. Но с другой — сокращение выручки может спровоцировать и уменьшение бюджета, заложенного в стратегических планах операторов по развитию сети.
Операторам нужно будет компенсировать свои расходы и в первую очередь под удар попадают проекты по повышению емкости сети и расширению базовых станций. Так что программу Beeline по внедрению солнечных панелей в энергоснабжение станций придется, если не совсем свернуть, то, во всяком случае, изрядно подсократить.
В свою очередь UMS и Uzmobile останутся как бы в стороне от этих передряг, поскольку у них, как у новичков рынка, не то что сверхприбыли, но и прибыли сейчас нет. Поэтому в данном конкретном случае получается — нет денег, нет проблемы, а если есть деньги, то и проблем не оберешься.
По мнению некоторых аналитиков, такой расклад вообще может привести к перераспределению баланса сил на рынке сотовой связи. Воспользовавшись этими обстоятельствами, новички могут начать ускоренную реализацию стратегии по выходу в дамки. Во-первых, неизбежный рост тарифов "большой двойки" приведет к своего рода уравниловке в тарификации услуг операторов. А это может стать и следствием некоторого увеличения абонентской базы двух остальных конкурентов.
При этом ряд экспертов, относящихся к таким прогнозам скептически, уверены в том, что все равно шансов у UMS и Uzmobile на то, что ситуация может сыграть в их пользу, мало. И здесь скептики приводят такие сравнения: если чемпиону по боксу привязать одну руку, то новичку все равно не одолеть его в поединке. Может быть и так, но шанс-то все равно сохраняется. И с этим трудно поспорить.
Все для минимизации расходов абонентов
Как бы там ни было, но в интересах операторов все равно остается минимизация расходов абонентов на услуги мобильной связи и в первую очередь на телефонные звонки. Число смартфонов растет, и операторы стараются активно продвигать услуги голосовой связи, мобильного интернета, снижают тарифы в интернет-роуминге и формируют оптимальные пакетные предложения.
Безусловно, нужно решить, как получать выручку для дальнейшего развития, но этот вопрос решается не только повышением цен, но еще и другими методами — созданием новых сервисов, стимулированием роста уровня потребления услуг. Поэтому, несмотря на повышение тарифов, предложения операторов по наиболее востребованным опциям могут остаться выгодными. И в этом плане цены по базовым тарифам операторы будут стараться сохранить на более низкой отметке, чем у конкурента.
Именно поэтому фактор прозрачности тарифов сотовых операторов действительно становится сегодня еще одним важным конкурентным преимуществом. Чем больше открыта компания, тем больше к ней доверия абонентов, что в складывающихся условиях тоже может стать решающим в схватке игроков мобильного рынка.