ТАШКЕНТ, 19 янв — Sputnik. О том, примут ли участие талибы в мирных переговорах, а также могут ли они вести диалог — Sputnik Persian выяснил у экспертов.
"Я призываю всех полевых командиров движения "Талибан" поддержать призыв центрального правительства к миру в нашей стране и сесть за стол переговоров. Дальнейшая отсрочка переговорного процесса между властями и талибами чревата изоляцией этого движения и еще большим его отчуждением от афганского народа", — заявил вчера глава МИД Афганистана Салахуддин Раббани.
Призыв к талибам прозвучал в день, когда в Кабуле состоялся второй раунд переговоров по урегулированию афганского конфликта. Первая встреча высокопоставленных дипломатов Афганистана, Пакистана, США и Китая — так называемой четырёхсторонней координационной группы — состоялась 11 января в Исламабаде. Второй раунд, таким образом, прошел всего спустя неделю.
Активизация переговорщиков неслучайна: ситуация в Афганистане по-прежнему остается крайне напряженной. В конце сентября "Талибан" на непродолжительное время захватил крупный город Кундуз на севере Афганистана, а с начала нового года ведет атаки на город Газни, административный центр одноименной провинции к юго-западу от Кабула. Талибы утверждают, что за прошедший год получили контроль примерно над 10% территории Афганистана — самый высокий показатель с момента свержения их режима в 2001 году.
Впрочем, в Афганистане не все уверены, что с "талибами" можно вести диалог. Член комиссии по мирным переговорам (с талибами) Сара Сурх-Аби (Sarah Sorkh Abi) в интервью Sputnik Dari выразила сомнения в том, что талибы примут участие в мирных переговорах.
"До того как четыре страны сели за "дорожную карту", предпринимались десятки попыток провести результативные мирные переговоры, но "талибы" раз за разом демонстрировали, что к диалогу с властями не готовы. Сейчас ситуация только осложнилась. "Талибы" разделяются на нескольких группировок, и с какой из них следует вести переговоры, не ясно. К тому же эти группировки находятся в состоянии войны друг с другом и боевиками ДАИШ. Даже в канун и во время четырехсторонних переговоров в Кабуле в афганских городах продолжали греметь взрывы, ответственность за которые взял на себя "Талибан". Террористы есть террористы и их позиция предельно понятна", — пояснил Сара Сурх-Аби.
"Но на то и представительный состав четырехсторонней координационной группы — чтобы решать задачи любой сложности. В ее состав входят США, которые если действительно хотят мира в Афганистане, то способны повлиять на "талибов". В составе группы также Пакистан, который может найти компромисс со своими "талибами". Плюс Исламабаду, который держит в руках "ключ" к переговорам с "талибами", исторически легко выстроить диалог с Вашингтоном. Мы надеемся и на Китай", — добавил он.
Афганские эксперты связывают с четырехсторонней координационной группой большие надежды. Вот что сказал в интервью корреспонденту Sputnik Dari Зухал Сархад политический обозреватель Саид Абдулхамид Сафут (Saeed Abdoulhamid Safout).
"Это хорошая возможность обрести мир. Нужно правильно ей распорядиться и честно работать. У переговорной группы немалый потенциал. Афганистан мог бы привлечь за стол переговоров и другие страны, особенно, из числа тех, которые находятся под угрозой терроризма, а также соседние государства, заинтересованные в стабилизации ситуации в Афганистане. Следует опираться на неудачный прежний опыт переговоров с талибами. Иначе результатов снова не будет", — сказал Зухал Сархад.
"Дорожная карта", над которой ведется работа, с одной стороны, дает большие надежды, так как в ее составлении принимают участие Китай и США, которые имеют влияние на Пакистан. С другой стороны, в работе не принимают участия такие влиятельные региональные силы, как Россия, Иран и Индия. Эти страны больше всего заинтересованы в урегулировании ситуации в Афганистане, и мы надеемся, что в будущем они тоже к "дорожной карте" присоединятся", — добавил он.
Саид Абдулхамид Сафут объясняет, почему присутствие на многосторонних переговорах с талибами России необходимо.
"Афганская проблема уже давно является международной, поэтому в ее решении должны принимать участие все заинтересованные страны, особенно, Россия, Китай и Иран. Например, Россия может помочь афганской армии, она также может повлиять на Пакистан. Чем быстрее Россия присоединится к переговорам, тем безопаснее станет в странах, граничащих с Россией и Афганистаном. А это — обширный среднеазиатский регион. Россия может играть ключевую роль в Афганистане, она может нас поддержать в военном и в экономическом плане. Плюс Россия не заинтересована в использовании "Талибана" или каких бы то ни было других боевиков в своих целях", — сказал Саид Абдулхамид Сафут.
В сложившейся ситуации спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов считает, что сейчас преждевременно давать оценки усилиям четырехсторонней координационной группы. Между тем, по его словам, отсутствие расчета на скорый прорыв в процессе урегулирования конфликта не означает, что Россия не поддерживает инициативу "четверки".