Общественный транспорт Ташкента: понять и простить

Подписаться
Крупные хищения в столичных автобусных парках и метрополитене, хамство по отношению к пассажирам со стороны водителей и контролеров в общественном транспорте, к сожалению, - явления обыденные, однако эксперты видят свет в конце туннеля.

ТАШКЕНТ, 20 янв — Sputnik. Столичный общественный транспорт в последние годы все чаще становится поставщиком скандальных новостей. Среди последних — невнятная ситуация с приостановкой работы системы, отслеживающей движение автобусных маршрутов via.uz. Корреспондент Sputnik Узбекистан разбирался, с чем связаны проблемы общественного транспорта в Ташкенте.  

По словам представителей ряда частных транспортных компаний, занимающихся лицензионными перевозками с использованием так называемых "маршруток", эта ситуация может быть удивительна для посторонних, однако для человека системы — это вполне обыденно и логично.

Салон автобуса в Ташкенте - Sputnik Узбекистан
Приложение для отслеживания движения автобусов закрывать не будут

В течение долгого времени столичный общественный транспорт воспринимался как социальный и дотационный продукт, что-то сродни советской бесплатной медицине. Поэтому самоокупаемость и эффективность были словами, практически незнакомыми для городского пассажирского транспорта, который контролируется государством через специально созданное АО "Тошшахартрансхизмат".   

В результате с каждым годом накапливался ворох проблем, латаемый финансовыми инъекциями из городского бюджета. В конце концов ситуация стала настолько запущенной, что потребовалось вмешательство президента страны для того, чтобы запустить процесс реформирования системы.

Корень всех бед

Изучение работы столичного общественного транспорта выявило гигантский пласт проблем от обычного воровства выручки и топлива кондукторами в сговоре с водителями до откровенного хамства по отношению к пассажирам.

Среди самых громких случаев — хищения в шести столичных автобусных парках на 12 миллиардов сумов (4,2 миллиона долларов). Должностные лица этих организаций подделывали путевые листы автобусам, которые никогда не выходили на трассу, а сами продавали якобы использованное горючее и запчасти.  

Оперативники также задержали группу сотрудников метрополитена за хищения денежных средств в крупных размерах. Они повреждали датчики учета жетонов в турникетах, изымали неучтенные жетоны, затем сбывали их через своих кассиров и выручку клали в карман. 

Кабина электропоезда ЭГ2Тв, представленного компанией Трансмашхолдинг - Sputnik Узбекистан
Представители 50 транспортных компаний соберутся в Ташкенте

Еще дна интересная забава была у водителей столичных автобусов. Они простаивали на больших остановках по 15–25 минут, набивая в салон людей как селедку в бочки. Администрация автопарков то ли не хотела, то ли не могла контролировать этот процесс. В результате, простояв вместо 2-3 минут — 20, автобус, битком набитый людьми, устраивал гонку по столичным улицам в попытке нагнать упущенный график. Очень часто это приводило к серьезным ДТП.        

Люди, которые пытались вмешаться и заставить сотрудников автопарков соблюдать график, часто оказывались в больницах с серьезными травмами. Особенно широкий резонанс вызвали два случая. В середине 2014 года водитель избил и выкинул из автобуса пожилого мужчину, который сделал ему замечание о несоблюдении графика. Спустя пару месяцев произошел похожий случай — молодая девушка, возмущенная опозданием автобуса почти на полтора часа, обратилась к кондуктору с вопросом — почему так произошло, а в ответ получила удар по лицу и нецензурную брань.

Свет в конце туннеля? 

К чести администрации "Тошшахартрансхизмат", все виновные были наказаны, а эти случаи ускорили процесс внедрения автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на базе GPS-мониторинга. К слову первые опыты по созданию подобной системы начались в 2012 году, но из-за отсутствия финансирования проект был временно отложен. 

Лишь в ноябре 2014 года китайская компания Meitrack Group поставила 2500 комплектов GPS-треккеров и антенн для оснащения автобусов столичных автопарков. В результате уже в начале 2015 года они были установлены на 1378 столичных автобусах, обслуживающих 127 маршрутов. За время работы системы из-за недопущения простоя техники на остановках было сэкономлено свыше 1,2 миллиардов сумов (425 тысяч долларов).

Под Новый год в метро появится поезд, похожий на бэтмобиль

Именно эта система и легла в основу проекта по отслеживанию автобусных маршрутов. В ноябре 2015 года столичные пользователи мобильников и одновременно пассажиры автобусов были огорошены подарком от "Тошшахартрансхизмат" – появился интересный мобильный сервис via.uz, позволяющий отслеживать движение и время прибытия автобусов на остановки по необходимому вам маршруту. О его востребованности говорит всего один факт — за неполные три месяца работы приложение скачали свыше 10 тысяч раз.

Однако, несмотря на это 14 января сервис стал недоступен. Пассажиры опять стали заложниками непонятной возни вокруг потенциально интересного актива.

Компания Via Tashkent, являющаяся разработчиком системы, заявила, что работа над ней приостановлена, а "Тошшахартрансхизмат" отказался от нее и наработок за последние три года, решившись на кардинальную смену системы с новыми партнерами, которые будут определены в ходе тендера.   

При этом одним из требований тендера стало обязательное наличие картографической лицензии, о чем команда Via Tashkent узнала за две недели до проведения конкурсного отбора. Эту лицензию выдает специальная комиссия при Кабмине и получить ее не только сложно, но и долго. "Тошшахартрансхизмат" едва ли стала подставлять своего давнего партнера без веских оснований. Каких? Выводы напрашиваются сами.

Салон автобуса в Ташкенте - Sputnik Узбекистан
Ташкентцы предпочитают автобусы трамваям и метро

По словам экспертов, опрошенных корреспондентом Sputnik, причина такого резкого разрыва отношений скорее всего заключается в том, что работа приложения Via.uz финансировалась исключительно за счёт компании Via Tashkent, без привлечения государственных или иных частных инвестиций, а значит и права на проект были у разработчиков. Это на определенном этапе могло не устроить руководство "Тошшахартрансхизмат", которое намерено само распоряжаться системой.

Еще один момент — появление на рынке ряда новых крупных игроков, созданных на паритетных условиях международными технологическими гигантами и госкомпаниями. Возможно, именно в их пользу будет сделан выбор, так как они обладают несомненно большим опытом в создании подобных систем, нежели Via Tashkent.

Тендерные торги, еще до начала скандала, должны были пройти 14 января. Однако теперь все, что касается этой системы — покрыто мраком. Пресс-служба "Тошшахартрансхизмат" на обращение корреспондента Sputnik с просьбой прокомментировать итоги тендера сослалась на отсутствие необходимой информации, посоветовав обратится с официальным письмом к руководству организации.

Автобус фирмы MAN - Sputnik Узбекистан
В Узбекистане в 2016 году запустят производство автобусов MAN

Уверенным в этой ситуации можно быть только в одном — контракт, конечно, заключат, и система заработает, скорее всего, во второй половине года. Но вот какой она будет и надолго ли будет такой — на этот вопрос ответить сложно. Уровень квалификации менеджмента "Тошшахартрансхизмат" дает основания задуматься — а не произойдет ли через пару лет такое же "противостояние" с новыми разработчиками, когда очередные наработки будут отправлены в мусорное ведро, а пассажиры опять станут заложниками чьих-то бизнес-интересов.

Лента новостей
0