ТАШКЕНТ, 20 янв — Sputnik, Мария Шелудякова. США инициируют политические консультации с Узбекистаном, так как американские власти заинтересованы в усилении своего влияния в государстве, которое воспринимается многими наблюдателями как противовес инициативам, исходящим из Москвы, заявил Sputnik заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.
Накануне в Вашингтоне завершился шестой раунд политических консультаций Узбекистана и США, первая подобная встреча прошла в декабре 2009 года. Стороны рассмотрели перспективы сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также ситуацию в Афганистане.
По словам эксперта, Узбекистану уделяется традиционно большое внимание со стороны американских чиновников, потому что страна, которая вышла из ОДКБ и не входит в ЕАЭС, не является близким экономическим и политическим партнером России, при этом Узбекистан и Казахстан — бесспорные лидеры региона. По мнению Грозина, такие консультации являются одной из попыток создать новый формат в рамках американских подходов. Причем нельзя исключать, что американцы преследуют цели создания неких постоянно действующих военных объектов в Центральной Азии.
Также Грозин считает, что Ташкент заинтересован в обсуждении с представителями США афганской проблемы, которая, "становится все более и более раздражающей для всех государств региона, в том числе и для Узбекистана, имеющего общую границу с Афганистаном". Нестабильность в соседнем государстве способна создать серьезные проблемы для Узбекистана, который не связан другими форматами обеспечения коллективной безопасности.
"Узбекистан не может рассчитывать на ту помощь, на которую могут рассчитывать в случае внешней угрозы и вызовов в Киргизии, Таджикистане и Казахстане. Я думаю, что возможное спонсорство американцев интересно для узбекской стороны, но насколько подобное ожидание оправдано — большой вопрос", — заявил Грозин.
Эксперт подчеркнул, что активизация сотрудничества двух стран началась не сейчас, а в середине прошлого года, когда было объявлено о разработке новой стратегии для Центральной Азии. Стратегия не подразумевала эволюционных изменений.
Американские чиновники и люди из экспертного сообщества, которые курировали выработку новых подходов, сходились во мнении, что, "несмотря на сокращение американского военного или любого иного присутствия в Афганистане, не следует допустить ситуации, при которой создастся вакуум американского влияния в Центральной Азии". Этот вакуум может грозить тем, что регион перейдет под полный контроль Москвы и Пекина.
Новая площадка, так называемая С5+1, пять центральноазиатских государств и Соединенные Штаты, была объявлена на последней Генассамблее ООН в Нью-Йорке. Потом состоялись визит Госсекретаря США Джона Керри по пяти центральноазиатским столицам и его встреча с министрами иностранных дел стран Центральной Азии в Самарканде.
"Американцы создали, условно говоря, постоянно действующий дипломатический административный формат, площадку, на которой могли бы с главами внешнеполитических ведомств Центральной Азии вести более-менее постоянный диалог. Не так, как это делалось раньше исключительно за счет активности посольств США в республиках, а на уровне Госдепа и представителей МИД Центральной Азии", — объяснил политолог.
Грозин с большой долей скепсиса оценивает возможность серьезного американского влияния на Узбекистан. Американцы очень мало вкладывают реальных денег в экономики государств Центральной Азии.
"Они что-то тратят на так называемое гражданское общество во всех его проявлениях, но гражданским обществом сыт не будешь. Никак на экономику этих государств американцы не влияют", — заявил эксперт, отметив, что подобная структура инвестиций со стороны США демонстрируется во всех странах Центральной Азии.
Узбекские власти, по мнению эксперта, надеются, что США может помочь в случае возможных военных конфликтов, однако американцы продемонстрировали в Афганистане, что и за десятилетие они подобные вопросы решить не могут. Политолог считает, что присутствие американских военных баз в регионе создает больше проблем, чем решает, и власти стран Центральной Азии это хорошо понимают.
"Одно дело дарить машины с противоминным бронированием, пусть даже и в больших количествах, другое дело принимать участие в реальных боевых действиях, в партизанской борьбе, которая может начать разгораться в Центральной Азии, если не по сирийскому или иракскому сценарию, то по схожему сценарию. Насколько оправданы подобные ожидания на американское спонсорство, разные эксперты строят разные прогнозы, дают разные оценки", — уверен Громов.
Политолог отметил, что Узбекистан, проводя такие консультации, реализует разнообразные возможности, существующие в рамках многовекторной политики, которую исповедуют центральноазиатские государства: лавирование между центрами силы, попытки игры на их противоречиях с целью получения всевозможных материальных и нематериальных дивидендов.