ТАШКЕНТ, 21 янв — Sputnik. На пути проекта Камбар-Атинской ГЭС-1 стоит немало проблем, связанных с высокой сейсмичностью региона, утверждением ТЭО проекта и противоречиями со странами-соседями. Но главная причина, из-за которой задерживается реализация проекта, — финансовая, заявил Sputnik Кыргызстан профессор, доктор технических наук, академик Российской академии естественных наук Владимир Тетельмин.
Жогорку Кенеш Кыргызстана в четверг одобрил денонсацию соглашения с российскими инвесторами о строительстве Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС. Отказ в республике связывают с тем, что российская сторона "признала невозможность привлечения средств для выполнения условий соглашения". Бишкек теперь ищет новых инвесторов для проектов.
Владимир Тетельмин, принимавший участие в экспертизе и научном обосновании проектирования и строительства всех крупнейших ГЭС Сибири, считает, что с проектом Камбар-Атинской ГЭС связано немало трудностей, но основной фактор, который сегодня затормозил строительство, все-таки финансовый.
Проект Камбар-Атинской ГЭС-1 на реке Нарын задуман еще в советское время, но он так и не был реализован. И причины, по мнению эксперта, просты: не успели.
Эксперт подчеркнул, что Камбар-Атинскую ГЭС планируется строить в сейсмической зоне.
"Там, конечно, трясет достаточно часто — все эти тянь-шаньские и памирские объекты находятся в девятом поясе по сейсмичности. Поэтому опасность там достаточно высокая, значит, нужно строить высоконадежное сооружение", — сказал Тетельмин.
На реке Нарын уже построен каскад ГЭС. Если на одной станции произойдет авария, то разрушительная волна, как поясняет ученый, пойдет и смоет все сооружения и населенные пункты, что находятся в нижнем бьефе. Поэтому здесь, по убеждению Тетельмина, нужно гнаться не за смелостью, а именно за надежностью сооружения.
В компании "Интер РАО", которая должна была участвовать в строительстве Камбар-Атинской ГЭС, корреспонденту Sputnik заявили, что до сих пор не утверждено даже предварительное технико-экономическое обоснование проекта ГЭС.
В этой связи говорить о проекте как о выгодном или перспективном пока невозможно: мы до сих пор не понимаем, каким точно он будет, сообщили в пресс-службе компании.
"Если ТЭО будет утверждено и экспертная комиссия рассмотрит это обоснование со всех сторон — с точки зрения инженерной, гидрологической, экологической — и если в совокупности плюсов окажется больше, чем минусов, эксперты дают добро на строительство. А тут что-то не получилось", — предполагает ученый.
С другой стороны, поясняет Тетельмин, эта процедура достаточно длительная. Нужно провести много геологических изысканий, направить в место предполагаемого строительства целую экспедицию, к тому же подготовка ТЭО тоже немало стоит.
Директор Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян в беседе с корреспондентом Sputnik Кыргызстан напомнил об общих соображениях, которые должны соблюдаться при строительстве современных гидроэлектростанций.
"Ни в коем случае нельзя затапливать значительные территории — это варварский способ. Строить плотины нужно только в ущельях, так, чтобы потери полезных продуктивных земель были минимальными, а еще лучше, чтобы их вообще не было. Важно, чтобы соотношение мертвого объема и полезной емкости было как можно более благоприятным, и конечно, чтобы строительство не привело к экологическим последствиям", — сказал Данилов-Данильян.
В то же время известно, что Узбекистан выступает резко против строительства Камбар-Атинской ГЭС. И опасения страны по поводу возможных затоплений, как поясняет Тетельмин, отчасти обоснованы.
Но с другой стороны, напоминает Данилов-Данильян, Узбекистан выступает против любого гидростроительства в так называемых верхних республиках, поскольку опасается, что это приведет к неблагоприятному для Ташкента режиму водопользования. Подобные вопросы нужно решать на экономической основе, уверен ученый.
Строить ГЭС, как обобщает Тетельмин, нужно, но обеспечивая их 100-процентную надежность, хотя, как тут же оговаривается ученый, таких гарантий никто никогда не давал и дать не может.
"На атомной станции вероятность аварии одна на миллион лет, а мы видим, что каждые 20 лет аварии происходят. Проектировщики говорят одно, а жизнь другое — такой степени надежности нет. То же самое и на ГЭС: они строятся из расчета 1 авария на 100 тысяч лет, а у нас они случаются очень часто. Надежность невысокая, и при строительстве надо соизмерять целый комплекс вопросов", — сказал ученый.
Несмотря на трудности, которые стоят на пути этого проекта, ученый уверен, что его реализация тормозится только из-за отсутствия денег на строительство.
Кыргызстан и Россия в 2012 году подписали соглашение о строительстве Верхненарынского каскада ГЭС и Камбар-Атинской ГЭС-1. Предполагалось, что Москва выделит средства на возведение, а Бишкек предоставит российской стороне право пользования земельными участками.
В конце прошлого года президент КР Алмазбек Атамбаев заявил, что в нынешних экономических условиях Россия не сможет выполнить свои обязательства по строительству. После этого правительство инициировало денонсацию соглашения и приступило к поиску новых инвесторов.