ТАШКЕНТ, 29 янв — Sputnik, Мария Шелудякова. Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов находится в Пекине с официальным визитом. В китайской столице глава узбекского МИД провел переговоры со своим коллегой Ваном И и обсудил вопросы двустороннего сотрудничества. Заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов рассказал Sputnik, есть ли потенциал у узбекско-китайских отношений.
Пекин провозгласил о единстве исторической судьбы со странами Центральной Азии, в том числе с Узбекистаном, в 2013 году. Годом позднее произошла актуализация отношений. В 2014 году многочисленные руководители КНР, в том числе Си Цзиньпин, побывали в Узбекистане. Именно тогда были намечены планы, которые реализуются сегодня.
Хотя страны развивают отношения по многим линиям, востоковед выделил три основные сферы сотрудничества.
"Первое — инфраструктурно-логистическое и транспортное сотрудничество. Китай собирается поддерживать Узбекистан в строительстве скоростных железных дорог и автомобильных дорог, которые свяжут Узбекистан с Китаем, прежде всего, для грузоперевозок, и включить Узбекистан в транспортный коридор, по которому товары будут перевозиться в Казахстан, далее, возможно, в Грузию и Азербайджан, в Турцию и Европу", — объяснил эксперт.
Для Узбекистана такое взаимодействие будет выгодным, так как страна получит "большой кусок в китайской логистической структуре".
Во-вторых, заявил Маслов, Узбекистан начинает активно сотрудничать с Китаем в области атомных электростанций. Узбекистан входит в число стран, куда Китай собирается поставлять свои наработки в области атомной энергетики.
Государства также сотрудничают в области сельского хозяйства и природных ресурсов, потому что Китай испытывает серьезный недостаток в экологически чистых продуктах питания, а Узбекистан с развитым сельским хозяйством, а также с дешевым хлопчатником, может во многом компенсировать те потери, которые понес Китай от серьезного роста городов и уничтожения плодородных земель.
Кроме того, эксперт выделил сотрудничество двух стран в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, которое подталкивает руководство государств к переговорам и более активному взаимодействию. При этом Маслов отметил, что для Китая "Узбекистан — важная опора в Центральной Азии, это действительно очень важный партнер".
"Если Китай будет готов финансировать и кредитовать узбекскую экономику, то Узбекистан будет включен в крупноазиаское разделение труда. Это безусловно даст рывок развитию Узбекистана. Хотя формально Узбекистан сотрудничает с Китаем по многим линиям, в том числе по линии ШОС, в ШОС Ташкент всегда занимает свою позицию, и поэтому Китай, вероятно, считает, что выгодней развивать двусторонние отношения", — заявил эксперт.