ТАШКЕНТ, 5 фев — Sputnik. Всего шесть дней осталось до чемпионата Азии по футзалу, который пройдет в Ташкенте в период с 10 по 21 февраля. У сборной Узбекистана, которая на правах хозяев будет бороться за самые высокие награды, оставшееся время расписано буквально по секундам. Тем не менее главный тренер Хосе Мария Мендез даже при таком плотном графике нашел несколько минут, чтобы ответить на вопросы корреспондента Sputnik Узбекистан.
— Многие специалисты называют Узбекистан фаворитом, пусть и не всего турнира, но своей группы. Разделяете ли вы это мнение?
— Это логично. Когда команда играет на домашнем для себя турнире ее всегда причисляют к фаворитам. Однако даже в группе нам придется несладко, особенно в играх с Кыргызстаном и Ливаном. Я вообще не хотел видеть в нашей группе Ливан, но судьба распорядилась иначе. Это будут сложные матчи.
— Сборная стартует матчем с Саудовской Аравией. Чего нам ждать от соперника?
— Саудовская Аравия — это вообще такая ближневосточная загадка. Раньше она никогда не участвовала в международных турнирах такого уровня и теперь готовится преподнести сюрприз. Откровенно говоря, нам она мало знакома. Но мы достали видео их игр в ходе квалификационного раунда, изучили тактику и возможности команды. Эта сборная обладает хорошим подбором индивидуальностей, быстрыми и ловкими игроками, но без серьезной тактической подготовки, которая, например, есть у Таджикистана и Вьетнама.
— Вы уже определились с тактической схемой на ближайшие игры?
— Без сомнений можно сказать только одно — мы играем дома, а это значит, что соперники отдадут мяч и инициативу. Они будут предпочитать играть от защиты, сделают ставку на контратаки, нам же придется доказывать свой статус фаворита и хозяина, играть первым номером.
Никто не будет играть с Узбекистаном в открытый футбол, по крайней мере на групповой стадии. Поэтому мы сейчас активно работаем над ситуациями, когда футболистам придется вскрывать насыщенную оборону, созидать всегда тяжелее, чем разрушать.
— Ваш фирменный стиль — хорошо поставленная игра в пять полевых игроков. У Узбекистана пока есть определенные трудности в этом компоненте. С чем это связано?
— Действительно, все мои команды хорошо играли по такой схеме. У Узбекистана пока не получается, однако мы совершенствуем этот навык. В последней игре с Вьетнамом были серьезные улучшения в этом компоненте. Стоит признать — пока это не самая сильная наша сторона. Для такой игры необходимо большое число опытных игроков с "холодной головой". Пока их недостаточно, усугубила ситуацию и травма Шухрата Таджибаева, ставшая серьезной проблемой. Но мы, несомненно, к турниру значительно улучшим игру в пять игроков.
— Ташкент уже дважды принимал континентальное первенство по футзалу и в обоих случаях наша сборная уступала в финале. Нет ли у игроков своеобразного психологического барьера, сможете ли преодолеть эту планку в этот раз.
— Если бы мне сейчас сказали, что достаточно только моего желания и мы стопроцентно попадем в финал, я бы прыгал от радости (смеется). Однако в реальности все гораздо сложнее.
Прежде всего наша главная цель — завоевать путевку на чемпионат мира в Колумбии, который пройдет в сентябре 2016 года. Для этого придется войти в пятерку лучших команд турнира. Это выполнимая, но очень сложная задача, которая до сих пор не удавалась Узбекистану. Необходимо сломать эту негативную динамику.
Тренерский штаб привык ставить цели поэтапно: сначала дойти до полуфинала и получить путевку на мундиаль, затем будем думать о попадании в финал, на завершающей стадии — о победе на турнире. Основными претендентами на главный трофей являются Иран, Япония и Таиланд. Однако это не значит, что мы не будем бороться в матчах с ними и другими командами, Узбекистан сегодня способен обыграть любую сборную.
— В преддверии турнира сборная провела несколько контрольных матчей, многие из которых дали больше вопросов чем ответов…
— Я думаю мы на правильном пути, все идет под нашим контролем и по плану. Конечно, команда сейчас не готова на 100%, но у нас не было такой цели изначально, есть еще около недели до старта, и мы выйдем на свои кондиции. Здесь важно понимать, что сборная должна постепенно подходить к турниру, чтобы не перегореть до решающих матчей. Поэтому и получились такие разные товарищеские игры.
Если говорить о двух контрольных матчах с Таджикистаном, то в первой игре мы создавали множество моментов, но подвела реализация, во второй — все встало на свои места. Также мне понравилась игра футболистов против Вьетнама, особенно в первом тайме.
— Но все эти игры выявили одну неприятную для нас симптоматичность — проблему с реализацией моментов?
— Да сборная создала множество моментов, но не забивала. Это действительно проблема. Но поймите, организовать комбинационную игру, выливающуюся в постоянное давление на ворота соперника, создавать острые атаки — очень сложно. Однако этот компонент у нас прекрасно отработан. Осталось чуть-чуть довести завершающую стадию атаки до ума.
Опять же, повторюсь, время у нас есть, все идет по графику. Конечно и тренерский штаб, и футболисты понимают, что на чемпионате много таких моментов не будет, поэтому придется дорожить каждым. Честно говоря, я бы больше волновался, если бы мои ребята вообще не создавали моментов, а так механизм отлажен, осталось только его немного скорректировать.
— Многие ближневосточные страны пошли по пути натурализации иностранных игроков для сборных. Как вы относитесь к такому подходу?
— Я не согласен с этой политикой. Моя принципиальная позиция, заключается в том, что в сборной должны играть люди, которые родились и выросли на этой земле, в этой стране. Для легионеров есть клубы, а не сборные. Это неправильно, когда в сборной, например, из 14 человек пять — это бразильцы, испанцы или других иностранцы.
Я надеюсь, что Узбекистан не пойдет по такому пути. Конечно всегда проще привезти пять бразильцев и автоматически уровень сборной вырастет. Но это шаг назад. В Узбекистане правильная политика по развитию футзала. Наши скауты находят множество талантов в региональных командах. С каждым годом уровень внутреннего чемпионата страны растет, становится сложнее стать чемпионом. Это, конечно, влияет на уровень сборной, на появление новых интересных игроков. Вот правильный путь. А потом сложно представить, что иностранец будет также бороться за Узбекистан, как местные игроки, в которых горят глаза за свою страну.
— Назовите основные плюсы и минусы нашей сборной.
— Сборная Узбекистана обладает отличной обороной, хорошо организованным прессингом. По реализации стандартных положений — мы вообще лучшая команда Азии. Еще одно преимущество – слаженная командная игра в одном стиле.
Что касается минусов, то это уже упомянутая игра в пять полевых игроков. Также футболистам часто не хватает концентрации, они легко ее теряют после забитых мячей. Хотелось бы больше техничных игроков, способных обыграть соперника один в один, взламывать насыщенную оборону, таких как, Даврон Чориев и Дилшод Ирсалиев. Многие наши ребята умеют это делать, но пока "не созрели", необходимо их довести до этого уровня. Они должны поверить в себя и вести команду.
Вообще у каждой футзальной сборной свой стиль. Иранцы, вьетнамцы, таиландцы — у всех свой индивидуальный почерк. Наш конек — физическая выносливость, хорошие плотные удары, однако мы не такие юркие и скоростные как, например, вьетнамцы или тайцы.
— Расскажите немного о своем будущем, как видите свою карьеру после чемпионата Азии?
— Мой контракт с Узбекистаном рассчитан до 15 марта этого года. Если сборная завоюет путевку на чемпионат мира в Колумбии, то при согласии обеих сторон, он будет продлен еще на год. В противном случае — контракт будет прекращен.
Что касается меня, то я рад находится в Узбекистане, тренировать этих прекрасных ребят. Очень хочется оправдать доверие узбекистанцев, вывести команду на чемпионат мира. Если все сложится удачно, тогда встретимся и поговорим, куда двигаться дальше.
— Спасибо за интервью и удачи, весь Узбекистан будет болеть за вас!
— Приходите поддержать нас на трибуны, нам нужна ваша поддержка.