ТАШКЕНТ, 8 фев — Sputnik, Хулкар Ибрагимова. Интерьерный дизайн в Узбекистане, в последние годы уставший от новомодных западных эргономических и хай-тек решений, все чаще обращается к национальной эстетике, восточному символизму и даже мистицизму. Один из таких трендов, тихой сапой захватывающий интерьеры офисов и домов — использование национальных кукол. В это дело с огромным азартом вовлекается все больше коллекционеров, хозяев частных галерей и коллекций, ремесленников.
Мастерам есть, что показать в миниатюрных фигурках: богатое разнообразие национальной одежды, изыски художественной школы, колористику и фактуру тканей, а также работу ювелиров.
Почему люди готовы выкладывать 2 тысяч долларов за куклу, как ее правильно подобрать для офиса и дома, куда ставить, и стоит ли покупать ребенку разбиралась корреспондент Sputnik Узбекистан.
С театральных подмостков в офисный интерьер
Говорят, что куклы-марионетки на территории современного Узбекистана появились во времена походов Македонского в Среднюю Азию. Их сюда завезли древние греки. Но они не получили широкого распространения и были забыты. Долгое время кукол не изготовляли по религиозным причинам, так как запрещалось изображать человеческое лицо. Большое количество уличных кукловодов — маскарабозов, которые развлекали жителей, появилось в эпоху Темуридов. Отсюда и берет истоки кукольное искусство Узбекистана, с этих уличных театров, развлекавших публику по всему Мавераннахру.
Мастерство изготовления национальных кукол было практически утеряно в XIX-XX веке, но в последние 20 лет началось возрождение этого необычного ремесла.
В основе национальных узбекских кукол: солома, камыш, керамика и дерево. Эти предметы — то, из чего обычно изготавливается основа или тело игрушки. А одевают ее в национальную одежду, декорированную вышивкой, бусами, кружевом.
Самыми любимыми героями из кукольных представлений, дошедшими до наших дней, являются Палван-качала и красавица Бикяхон. Их отличают блестящие лица из папье-маше или дерева с огромными румянами на щеках.
В каждом регионе Узбекистана свои куклы, которые разнятся в большей степени, своими нарядами.
Между тем, искусствоведы отмечают, что в Узбекистане нет как такого культа национальной куклы, он зарождается на наших глазах. Сейчас модно одеваться в национальную одежду, иметь в интерьере национальные мотивы, в связи с чем и появился тренд на интерьерные куклы в национальной стилистике.
Планка для мастеров
На прошлой неделе в Ташкенте открылась выставка "Узбекские куклы", которая организована в рамках проекта "Куклы народов мира".
Коллекция, представленная в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана, — оригинальный проект коллекционера Фахриддина Абдужабборова. Над созданием одежды, обуви, украшений работала известная ремесленница Дильфуза Ишаналиева.
"Фахриддин Абдужабборов задумал этот проект как возвращение к национальным истокам, народным традициям. Конечно, большую смысловую нагрузку несут именно костюмы. Коллекционер до этого представлял не одну коллекцию украшений, головных уборов, одежды. А это выставка своеобразный миниатюрный показ собранных им ранее экспонатов", — отметил директор караван-сарая Фаррух Усманов.
Вся одежда, орнамент и украшения кукол созданы по оригинальным канонам и повторяют вещи, носимые узбекистанцами десятки веков назад. Здесь хорошо поработали не только дизайнеры одежды, но и историки, керамисты, ювелиры. Материалы для изготовления кукол были самые разнообразные — камень, керамика, стекло, полудрагоценные камни и дерево.
Интересный факт — у каждой куклы свое лицо, ни одно из них не повторяется.
"Главная же цель выставки — это привлечь внимание ремесленников со всей республики к изготовлению интерьерной куклы", — подчеркнул Усманов.
По его словам, караван-сарай и далее готов предоставлять площадку для демонстрации подобных работ, собрать как можно большее количество мастеров со всей страны, поднять уровень изготовления кукол.
По замыслу организаторов нынешняя выставка — планка для начинающих и действующих мастеров: какой должна быть красавица узбечка в миниатюре.
По оценкам искусствоведов, выставленные куклы стоят от 800 до 2 тысяч долларов. Все зависит от ее наряда, а точнее ткани из которой он сшит, стоимости камней, использованных в украшениях, а также другой атрибутики задуманной композиции.
"Я бы тоже с удовольствием украсил свой дом такой красотой", — подытожил мой собеседник.
Плюс у этих кукол большой — хочется созерцать и удивляться, правда есть и достаточно большой минус — тело у нее все из керамики, ребенку не дашь поиграть, да и в шкафу, при сильном хлопке дверью может упасть и разбиться. Тонкая работа, ничего не скажешь!
Куклы на ярмарке-ремесленников
Все гости столицы Узбекистана, да и сами горожане, знают, что если надо прикупить что-нибудь эдакое, то лучше сходить на один из воскресных арт-базаров. Вот и я отправилась, чтобы изучить спрос масс на сей изящный предмет интерьера.
Мастеров-кукольников на выставке, прошедшей в минувшее воскресенье в отеле "Интернешнл", было достаточно. И клиентов у них хватало.
Куклы из папье-маше от 8 тысяч сумов и выше. Это куклы, у которых руки, ноги гнутся, и ребенку их дать не жалко. Не сломает.
"Сколько стоят ваши куклы?", — спрашиваю я у еще одной ремесленницы, которая здесь же на ходу их шьет. "Эти 180 тысяч сумов, большие — более 900 тысяч". Так я познакомилась с мастерицей Насибой Ахмедовой и ее сестрой. Они уже более 12 лет занимаются изготовлением интерьерных кукол.
Насиба по образованию дизайнер одежды. Она долгое время шила одежду на заказ, даже участвовала в показах моды с коллекциями, а потом все бросила и стала шить миниатюрных узбекских красавиц. Она сама придумывает персонажей, сестра помогает с изготовлением тела из глины, а далее все до ума доводит мастерица: кроит, шьет, вышивает.
"Мы много ездили по регионам, изучали национальные костюмы, советовались с искусствоведами. Ткани у нас конца XIX — начала XX веков. Мы их выискиваем на развалах, через знакомых, хоть маленькие лоскутки, но применяем в дело. То же самое можно сказать об украшениях на наших красавицах. У каждой куклы своя история. А на лица посмотрите, у них разные эмоции", — делится Насиба Ахмедова.
Ее работы покупают коллекционеры, они звонят раз в три месяца и спрашивают, что новенького появилось? Около ее стола всегда стоят изумленные иностранцы, дивясь кропотливой и очень красивой работе ремесленницы.
"Во время визита Хиллари Клинтон в Узбекистан, ее помощницы приобрели наших красавиц. Приобретали мои работы в качестве сувенира из нашей солнечной страны и жены дипломатов", — рассказывает мастерица.
На изготовление одной куклы уходит от одного до трех месяцев, но бывает и больше. У них своя мастерская в арт-центре Tashkent Plaza. Два года назад, была своя выставка.
"Интерьерные куклы действительно вошли в моду. Если в первые годы моей деятельности, кукол покупали в основном иностранцы, то последние года два-три их стали активно покупать наши", — поясняет Ахмедова.
Интерьерные куклы берут в подарок молодоженам — узбекскую невесту и жениха, семейным парам — в виде композиции отдыха семьи на чапане. Фантазии у ремесленницы не занимать.
Куклы эти, несмотря на то, что интерьерные, вполне годны в качестве игрушки для ребенка. Правда, игрушка, выходит дорогой, зато эксклюзивной. Руки, ноги, тело — все подвижное. Все пришито крепко. Советую приобрести!