ТАШКЕНТ, 9 фев — Sputnik, Лев Рыжков. В кризисные времена в экономике происходит много странных событий. Многие из них взаимосвязаны. Например, такой факт: продажи товарной продукции народного потребления падают. Но, в то же время, продажи товаров luxury-сегмента, по наблюдениям компании Bain & Company, отличаются завидной стабильностью.
Другой факт: с 2015 года по настоящее время в России отмечен бум китайского туризма. По статистике Ростуризма, по сравнению с позапрошлым годом гостей из Поднебесной в Россию приехало как минимум на треть больше. Теперь сводим оба факта вместе, и узнаем, что именно покупатели из Китая в значительной степени формируют спрос на люксовые товары.
Sputnik связался с представителями luxury-индустрии и спросил их: что же происходит?
Налетай, подешевело…
Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group ничего удивительного в этих фактах не видит. Объяснение ситуации — простое. За минувший год курс юаня к рублю вырос в два раза. К тому же, в Китае действует очень высокий налог на роскошь, и цены отличаются от европейских в большую сторону порою до 70%.
"Так что логично предположить, что покупать люкс в России для представителей Поднебесной стало явно выгоднее", — делает вывод Ануш Гаспарян.
"До 2013 года цены на люкс в России, действительно, отличались от европейских на 20-30%, — говорит Ануш Гаспарян. — Это было связано и с расходами на перевозку через границы, а также с тем, что был спрос, и покупалось все. В условиях высокого спроса происходил рост рынка".
Конечно, разница в цене по сравнению со страной-производителем есть всегда. В наценку входят затраты на логистику, таможню, складские помещения.
"Сейчас продавать люкс дороже, чем в Европе, сложно, — заявляет коммерческий директор крупнейшего консалтингового агентства. — Потому что эти товары можно купить, например, в Интернете, у зарекомендовавших себя онлайн-ритейлеров по европейской цене".
…Но скоро подорожает
По мнению Владимира Вербицкого, руководителя пресс-службы и отдела PR сети автосалонов на Юге России "Ключавто", повышенный спрос на предметы роскоши, и особенно на luxury-автомобили — вполне объясним.
"В России машины стоят дешевле, чем где-либо в мире — говорит Владимир. — Вот считайте: до кризиса машина стоила миллион рублей. Тогда эта сумма равнялась 28 тысячам долларов. Сейчас машина поднялась до 1 250. И это — всего 16 тысяч долларов. Выгода — очевидна. Единственный нюанс — пошлины на границе".
Ирония судьбы, но, возможно, Россия для Китая сейчас такой же авторынок, каким в 1990-е годы была для России Япония. В то время б\у автомобили скупались по цене лома и перевозились во Владивосток, откуда распространялись по всей стране. Но в 2016 году ходовым товаром являются роскошные брендовые автомобили. До Юга России китайские покупатели пока не добрались. Но отечественные — тоже не плошают.
"Сейчас для жителей России очень выгодный момент, чтобы приобретать автомобили, — говорит Владимир Вербицкий. — Потому что рынок возьмет свое. Производители и импортеры не будут работать себе в убыток. Автомобили будут дорожать".
В целом российские продавцы luxury товаров не испытывают проблем с тем, что изменился покупатель. Дорогие бутики в городах страны спешно подыскивают консультантов со знанием китайского. Их владельцы должны быть рады, что курсовая разница с прошлого года поддерживает продажи и бизнес. Напомню, что до недавней девальвации казахского тенге место китайцев в российских брендовых магазинах занимали казахи.