Эксперты: контроль над интернетом в Таджикистане несет большие риски

© Startup StockphotosПользователь за работой
Пользователь за работой - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Специалисты отрасли не исключают, что решение создать Единый коммутационный центр для контроля над входящим и исходящим трафиком международных услуг связи и интернета связано с желанием властей получить возможность контролировать интернет–пользователей.

ТАШКЕНТ, 11 фев — Sputnik. В середине января правительство Таджикистана приняло постановление о создании Единого коммутационного центра (ЕКЦ) для контроля над входящим и исходящим трафиком международных услуг электрической связи и интернета. ЕКЦ будет организован при государственном операторе телекоммуникаций ОАО "Таджиктелеком".

Предыстория вопроса

Впервые об ЕКЦ заговорили еще в 2005 году, тогда Минсвязи разработало проект "О создании коммутационного центра и узла доступа к мировым информационным ресурсам". Согласно нему, все существующие в стране проводники связи должны были подключиться к Единому коммутационному центру в Душанбе и Худжанде. Объяснялась эта инициатива желанием предотвратить нелегальный трафик связи, обеспечить национальную безопасность и равный доступ провайдеров к каналам связи.

Однако Антимонопольное агентство тогда выступило против, заявив, что проект противоречит законодательству.

Россия установит госконтроль интернет-трафика

В начале 2009 года преобразованное министерство — Служба связи при правительстве Таджикистана вновь вернулась к этому вопросу, предложив его обсудить с экспертами. Эксперты высказали свое мнение: создание ЕКЦ предполагает наличие тотального контроля, ограничивает пользование глобальной сетью, а также требует многомиллионных затрат на его организацию, которые впоследствии, через повышение тарифов на услуги связи, должны будут оплачивать абоненты сотовых операторов.

В апреле 2011 года Служба связи распорядилась отключить все внешние источники связи, используемые таджикскими коммерческими компаниями, а прием-передачу международного трафика вести исключительно через госоператора "Точиктелеком". Мобильные и интернет провайдеры заявили об очередном давлении со стороны Службы для внедрения ЕКЦ и написали соответствующее письмо президенту страны.

В 2012 году Служба связи предлагает новую инициативу — создать Единый центр по мониторингу сетей IP — другая версия ЕКЦ. Поддержку у специалистов не нашла и она.

И вот, спустя 4 года без обсуждения и экспертного анализа правительство приняло постановление "О Едином коммутационном центре электрической связи". 

В постановлении указано, что Служба связи должна в течение 2016 года обеспечить прохождение входящего и исходящего трафика международных услуг электрической связи и интернета через ЕКЦ открытого акционерного общества "Точиктелеком". Выполнение постановления обязательно для всех хозяйствующих субъектов, работающих в области электросвязи.

Три "нет"

Помимо непосредственно самого постановления пока еще нет никаких механизмов по работе ЕКЦ, и когда они будут готовы, не известно. Главное, не известно за чей счет он будет создан, и станет ли "Таджиктелеком" на самом деле единственным поставщиком интернета и международных каналов связи для всех операторов республики.

Специалисты телекоммуникаций ждут непосредственно сам проект с расписанным механизмом, однако уже сегодня они уверены, что в случае монополизации сферы, отрасль ожидает серьезные негативные последствия.

Выделяют главные из них:

— ухудшение качества международной связи и интернета;
— увеличение стоимости услуг;
— отсутствие безопасности.

Рассмотрим их подробнее.

Вопрос безопасности

Поломка или сбой оборудования ЕКЦ, авария или какой-то другой форс-мажор, отрежет Таджикистан от внешнего мира, так как не будет альтернативных каналов внешней связи.

Подобная авария, в свою очередь, сделает страну уязвимой для хакеров и террористических организаций…

"Одна ничтожная виртуальная атака может привести к непредсказуемым последствиям на отечественном рынке", — говорит глава Ассоциации интернет-провайдеров Таджикистана Асомиддин Атоев.

Одним из таких последствий также может быть технологическая зависимость всего рынка от одной зарубежной компании-производителя телекоммуникационного оборудования, считает он.

Эта зависимость, в свою очередь может привести к ценовому диктату со стороны поставщика оборудования, ведь заменить его другим будет достаточно сложно.

Вопрос качества

"Так как вероятными станут ситуации перегрузки оборудования ЕКЦ, это означает, что значительная часть международных звонков не будет доходить до абонентов, и наоборот, а потери будут нести все операторы одновременно. При этом невозможна полная ответственность операторов перед своими абонентами", — говорит председатель Центра свободного рынка Таджикистана Константин Бондаренко.

Компьютерная игра - Sputnik Узбекистан
В Узбекистане разработан список запрещенных компьютерных игр

Также, по его словам, если в данный момент каждый оператор связи имеет возможность конкурировать по техническому качеству предоставляемых услуг, то при полной зависимости от единого центра качество связи всех операторов будет усреднено до уровня, который позволят характеристики оборудования ЕКЦ.

По словам Асомиддина Атоева, пример создания ЕКЦ существует. До недавнего времени такая модель работала в соседнем Узбекистане, но она смогла продержаться недолго.

"До сих пор узбекские интернет-технологии отстают в своем развитии от других стран Центрально-азиатского региона", — говорит он.

Вопрос стоимости

Создание Единого коммуникационного центра требует значительных затрат: покупки оборудования, его настройки, квалифицированных специалистов. К тому же потребуются деньги на его круглосуточное обслуживание и охрану на высоком уровне.

Откуда возьмутся на все это деньги? Ответа на этот вопрос пока нет, но если операторов обяжут в принудительно-добровольном порядке поучаствовать в создании ЕКЦ, то это ляжет непосильной ношей на плечи некоторых, особенно небольших компаний, говорят руководители интернет-провайдеров.

Откуда в данном случае будут брать средства сами операторы и провайдеры? Конечно, с абонентов. Это неизбежно приведет к подорожанию услуг международной связи и интернета, отмечают сотовики.

А учитывая, что с созданием ЕКЦ "Точиктелеком" получает преференции, он сможет диктовать свою цену на предоставление каналов связи всем остальным компаниям. Соответственно, подорожание этих услуг для абонентов может стать многократным.

Ну и насчет отсутствия при ЕКЦ какой бы то ни было конкуренции.

"К примеру, если себестоимость Интернета у провайдера, которому принадлежит коммутационный узел, будет стоить 2 дирама, а клиентам он будет продавать за 4 дирама. Своему конкуренту хозяин узла назначит цену в 10 дирамов, последний будет вынужден продавать клиентам по 12. В конечном итоге, клиенты перейдут туда, где дешевле. Конкуренция умрет, и рынок связи будет отброшен на 10 лет назад и его развитие прекратится", — резюмирует Атоев.

Между тем, в Минэкономразвития считают, что операторы и интернет-провайдеры на самом деле забывают об интересах государства.

"Отрасль связи сейчас самая доходная в стране, — говорит источник в министерстве. — В прошлом году она принесла порядка 500 миллионов долларов. Но сколько при этом было заработано на "сером трафике2? Почему специалисты не задаются этим вопросом? Хотя все мы знаем, что это немаленькие суммы, и налоги с них могли бы идти в бюджет государства. ЕКЦ нужен для восстановления полного контроля над стратегически важной и доходной отраслью нашей экономики".

Как все это состыкуется с законодательством?

По словам экономиста Константина Бондаренко тот факт, что данный центр связи должен быть создан на базе госоператора ОАО "Точиктелеком", фактически напрямую противоречит содержанию статьи 6-й Закона РТ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Госоператор приобретает "благоприятствующие условия для деятельности" (что напрямую запрещается данным законом), а другие операторы в части передачи международного трафика дискриминируются.

Кроме того, пишет экономист в своем материале на сайте freemarket.tj, в тексте постановления в качестве цели создания ЕКЦ указывается "контроль и регулирование" международной связи, что также не может осуществляться посредством ОАО "Точиктелеком". Если функцией госоператора становится не только физический пропуск, но и контроль трафика, здесь имеет место "совмещение функций органов управления с функциями хозяйствующих субъектов", которое антимонопольный закон запрещает (снова статья 6-я), говорит экономист.

Россия ужесточает контроль над мессенджерами

"Иначе говоря, согласно действующему антимонопольному законодательству единый центр может создаваться только на независимой от любого оператора, в том числе и государственного, базе. Либо, если такой центр создан на базе любого действующего хозяйствующего субъекта (в том числе и ОАО "Точиктелеком"), он не может выполнять никаких регулирующих и/или контролирующих функций", — отмечает Бондаренко.

Сегодня, по его мнению, ни о какой независимости регулятора не может быть и речи, Служба связи одновременно регулирует частные телекоммуникационные компании и конкурирует с ними через госоператора связи — компанию "Точиктелеком", что ведет к конфликту интересов.

"По данным самой Антимонопольной службы "данный центр не будет ставить какие-либо ограничения для субъектов, которые работают в области электросвязи. Работа этого центра будет контролироваться со стороны антимонопольной службы. Все цены будут согласовываться с нами. Этот центр только будет контролировать входящие и исходящее звонки электрической связи в целях безопасности", — сказал журналистам в конце января первый зампред службы Назар Одиназода.

По его словам, ЕКЦ был создан лишь для того, чтобы электрическая связь не была использована со стороны террористических и экстремистских организаций.

Что касается законодательства, то, по словам анонимного источника в антимонопольной службе, "оно не менялось в части, которая касается монополий", но, по его мнению, "создание ЕКЦ ему не противоречит, потому что есть постановление правительства о создании Центра"…

Отрасль несет потери

По условиям Соглашения с ВТО, к которой республика присоединилась в 2013 году, Таджикистан обязан создать независимый регулирующий орган в сфере телекоммуникаций, который будет существовать отдельно и не будет подотчетен какому-либо поставщику телекоммуникационных услуг.

В прошлом году рабочая группа Бюро ОБСЕ в Таджикистане провела исследование целесообразности создания такого органа.

Так вот, согласно ее выводам нормативно — правовая и регуляторная база, которая управляет работой двух действующих в стране регуляторов — Службы связи и Комитета по телевидению и радиовещанию, не соответствует международными правовыми обязательствами Таджикистана, которые требуют функциональной независимости этих регуляторов.

…Между тем, отрасль телекоммуникаций, до недавнего времени — одна их самых быстро развивающихся, — несет потери.

До 2013 года темпы роста доходов отрасли составляли 17 процентов в год. В 2013-ом рост составлял 15%, в 2014 и 15 годах- не больше 2%.

По мнению экспертов, последняя инициатива может привести к урону в развитии интернета и в целом экономики Таджикистана.

Кроме изменившейся экономической ситуации, на развитии телекоммуникаций негативно сказываются самое высокое среди всех отраслей экономики налоговое бремя и административное давление регулятора. А также частые блокировки популярных социальных сетей и информационных сайтов.

Справка

3 800 000 среди 3 354 000 000. Таково население Таджикистана в мире интернета.

Количество пользователей Интернета в 2014 году в республике составляло 3,8 миллиона человек (то есть каждый третий житель Таджикистана имел доступ к интернету через сеть, или мобильную связь). В этом году их количество уменьшилось на 800 человек. В Службе связи это связывают с экономическим кризисом.

Также в стране насчитывается 11, 2 миллиона клиентов мобильных операторов, из них 5,2 миллиона — активные.

Частные компании, поставляющие интернет услуги контролируют 95% рынка связи.

Лента новостей
0