ТАШКЕНТ, 14 фев — Sputnik. Второй день Мюнхенской конференции по безопасности начался с выступления Дмитрия Медведева — он впервые посетил эту европейскую дискуссионную площадку, где произнес масштабную речь по российской внешней политике. В числе прочего Медведев использовал понятие новой "холодной войны", к которому затем неоднократно обращались участники обсуждения.
Медведев выступил в рамках дебатов в паре с премьером Франции Мануэлем Вальсом. Из трех вопросов "из зала", которые согласился принять руководитель конференции и ведущий дебатов Вольфганг Ишингер, два были адресованы Медведеву. Последний вопрос был обращен к Вальсу — его на французском языке задал ему председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков.
Несмотря на то, что в списке выступающих российский премьер был четвертым, его речь заинтересовала участников конференции по разным причинам больше всего, а также определила всю дальнейшую дискуссию и заняла заглавные страницы сайтов немецких СМИ, но только до выступления госсекретаря США Джона Керри, речи которого тоже ждали на конференции.
Новая "холодная война"
Термин новой "холодной войны" Медведев употребил, говоря об отношениях России и НАТО.
"Остается недружественной и закрытой по нашей оценке политическая линия НАТО в отношении России. Можно сказать и резче: мы скатились во время новой "холодной войны". Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран. Снимают пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну. Я иногда думаю: мы в 2016-м сегодня или в 1962?" — сказал Медведев. Понятие "холодной войны" неоднократно звучало в последующих выступлениях.
"Если посмотреть назад в 1963 год, первый год Мюнхенской конференции по безопасности, возвращаясь назад, холодная война сейчас чувствуется достаточно "горячей", — заявил в своем выступлении госсекретарь США. Эта фраза, вероятно, содержалась в тексте выступления Керри изначально и не была реакцией на тезисы Медведева — ассоциации с холодной войной, по-видимому, сильны сразу у целого ряда политиков.
Речь Медведева без внимания не оставила ни одна крупная газета. Издание Spiegel Online назвало ее "агрессивной". Газета Sueddeutsche Zeitung озаглавила свою заметку о конференции "Как холодная война пришла в Мюнхен". Газета Handelsblatt, которой Медведев два дня назад дал интервью, назвала репортаж о конференции "Игрой с холодной войной". Большое внимание обратили и на заявления главы российского МИД Сергея Лаврова — совершенно точно можно сказать, что в этот день по "популярности" в медиа российские спикеры затмили американских коллег.
По существу отреагировал на слова Медведева глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. По его мнению, СМИ неправильно изложили позицию российского премьера.
"Мы совершенно точно не в ситуации холодной войны. Я думаю, что тот, кто сегодня утром внимательно слушал премьера Медведева, тот, в противоположность сообщениям новостных агентств, которые я читал, тоже понял это иначе. Мы поняли это так, что он хотел сказать о том, что мы должны избежать ситуации, которая ведет нас к холодной войне", — заявил министр.
"Мы, по моему убеждению, не находимся в холодной войне, мы имеем дело по большей части с конфликтами нового рода, с иными порядками, с новыми структурами конфликтов", — добавил он.
Сирия
Отдельным блоком шла тема войны в Сирии, и здесь снова не обошлось без "игры в слова". Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что, по его мнению, шансы достичь там устойчивого прекращения огня в течение недели стремятся к 51%. Лавров назвал другую цифру — 49%. "Так мир в Сирии не имеет шансов", — пишет на этот счет газета Zeit.
"Если мы подходим к практическим целям перемирия, то без взаимодействия между военными ничего не получится. Это должны все понимать", — подчеркнул он.
В ночь на пятницу — перед началом конференции — в Мюнхене прошло заседание международной группы поддержки Сирии (МГПС), были приняты решения о необходимости в течение недели решить вопрос о доставке гуманитарных грузов во все части страны и определить модальности прекращения вооруженных действий, которое не будет распространяться на террористические группировки.
В субботу Лавров и Керри провели "на полях" конференции двухстороннюю встречу. Как сообщила по итогам переговоров официальный представитель МИД России Мария Захарова, политики обсудили то, о чем дискутировали ранее — "конкретные шаги по координации по военной линии". Встреча была полностью посвящена сирийскому урегулированию в контексте принятого заявления группы поддержки Сирии. Речь шла о конкретных путях реализации всех положений коммюнике, сказала Захарова.