ТАШКЕНТ, 17 фев — Sputnik. В Узбекистане 21 апреля вступает в силу Таможенный кодекс в новой редакции. Президент Ислам Каримов почти месяц назад подписал соответствующий документ. В чем принципиальное отличие нового кодекса от предыдущего и на что он направлен? За ответами корреспондент Sputnik обратился к начальнику правового управления Государственного таможенного комитета (ГТК) подполковнику Абдугафуру Курбанову.
По словам эксперта, кодекс в новой редакции концептуально отличается от действующего. Большое место в нем отведено созданию условий для эффективного таможенного контроля и регулирования товарооборота на территории страны, развития внешней торговли и осуществления внешнеторговых операций.
Так, к примеру, если в предыдущем Таможенном кодексе преобладали только контрольные функции государства, то новый документ наряду с сохранением этих функций будет содействовать и торговле за счет значительного упрощения перемещения товаров и грузов.
Помимо этого, как заметил Курбанов, в кодекс включены нормы предыдущего ТК, закона "О таможенном тарифе", ряд иных законов, решений главы государства и правительства. Документ также содержит межведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации таможенного контроля, осуществления таможенного оформления, порядок уплаты таможенных платежей и выдачи разрешений, а также вопросы взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
По мнению специалиста, новый кодекс раскрывает широкий спектр вопросов, связанных с таможенным делом, действием таможенного законодательства во времени, в него включен развернутый и четко сформулированный понятийный аппарат, направленный на единообразное толкование и применение устанавливаемых норм и правил.
В связи с этим Абдугафур Мелиевич отметил, что в новой редакции ТК закреплено 31 понятие, в то время как в пока еще действующем кодексе их 16. Это позволит более четко определять таможенное дело, при этом исключив двойное толкование норм.
"В кодексе конкретно определены понятия 16 видов таможенных режимов (в предыдущей редакции ТК было 15 – прим. ред.), условия их использования, порядок применения таможенных платежей, срок действия таможенного режима, требования по его завершению. Примечательно, в этом смысле отметить таможенный режим "переработка для внутреннего потребления", который первоначально был введен в законопроект по изменению Таможенного кодекса. Однако в последствии в связи с преждевременностью введения такой нормы в окончательную новую редакцию этот режим не попал", – прокомментировал специалист.
Наряду с этим Абдугафур Курбанов считает, что в кодексе закреплен исчерпывающий перечень форм таможенного контроля. Введены 5 его новых форм. В частности, получение объяснений, таможенный осмотр, проверка маркировки товаров специальными марками, таможенное наблюдение, таможенный контроль после выпуска товаров.
К тому же, по словам специалиста, срок проведения документальных проверок таможенными органами после выпуска товаров сокращен до одного года, в старой редакции ТК предусмотрен максимальный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до трех лет.
Еще одним новшеством в Таможенном кодексе стало то, что более подробно урегулированы вопросы, связанные с таможенными платежами. Особое внимание при этом уделяется вопросам обеспечения уплаты этих платежей, введены новые виды обеспечения: страхование обязательства по уплате таможенных платежей и поручительство. Сейчас пока еще применяется три вида обеспечения – это внесение на депозитный счет таможенного органа причитающихся сумм таможенных платежей, залог товаров и транспортных средств, гарантия третьего лица.
В новую редакцию ТК, как рассказал подполковник таможенной службы, введена также статья о механизме представления предварительной информации о товарах до их поступления на таможенную территорию. Это принципиальное отличие нового кодекса от старого дает перевозчику или иному заинтересованному лицу право представить таможенному органу предварительную информацию о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию.
Ранее перевозчик мог представлять данную информацию только на месте таможенного контроля. Теперь такая новация, по мнению эксперта, позволит существенно сократить время проведения формальностей при пересечении таможенной границы.
Кроме того, в новой редакции Таможенного кодекса введен порядок, защищающий обладателя прав интеллектуальной собственности на объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.
"Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что его права интеллектуальной собственности нарушаются при перемещении через границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, вправе подать заявление в таможенные органы о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Предусмотрено, что объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых будет принято решение о применении специальных мер охраны, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности", – сказал Курбанов.
При этом он добавил, что в случаях, если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля выявляются товары, указанные правообладателем как контрафактные, то их выпуск приостанавливается, чтобы дать возможность правообладателю воспользоваться всеми законными мерами для защиты своих прав.
Важное место в новом таможенном кодексе, по словам сотрудника ГТК, отведено и применению информационных технологий. Так, при установлении системы документооборота предусматривается, что бумаги, необходимые для таможенного оформления, могут быть заменены на электронный формат. Электронное декларирование и использование электронной цифровой подписи значительно упростит и ускорит процедуру таможенного контроля.
Кодекс в новой редакции также предусматривает выдачу документов разрешительного характера с применением информационных технологий по принципу "одно окно". Подача в таможенные органы документов по этому принципу позволит уменьшить прямые контакты участников ВЭД с госорганами, что также сэкономит время и тех, и других. К тому же это минимизирует и количество документов, которые предприниматель должен предоставлять таможенным органам.
В целом, как заключил эксперт, новый Таможенный кодекс состоит из 12 разделов, 59 глав и 412 статей.