ТАШКЕНТ, 19 фев — Sputnik. Нижняя палата парламента Таджикистана в начале февраля поддержала подготовленные правительством поправки к некоторым статьям Уголовного кодекса, предусматривающие замену уголовного преследования за преступления, связанные с дачей и получением взяток, на штрафы.
Выгода очевидна
Итак, теперь лица, осужденные за преступления, связанные со взяточничеством, могут выйти на свободу, заплатив штраф в размере 200 сомони (порядка $25) за каждый день пребывания в местах лишения свободы.
На сегодняшний день, за подобные преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 5 до 12 лет, в некоторых случаях — с конфискацией имущества.
При вынесении самого жесткого приговора — 12 лет, обвиняемый, при желании, теперь сможет откупиться, отдав ни много ни мало 876 тысяч сомони, что по сегодняшнему курсу, соответствует 109,5 тысячи долларов. Отметим, что нынешняя средняя зарплата в стране не превышает 200 долларов.
В Таджикистане в 2015 году было зарегистрировано около 1,5 тысяч фактов взяточничества.
Если предположить что хотя бы треть из этих случаев закончилась бы не тюрьмой, а штрафом, то даже по самому низкому тарифу (исходя из срока наказания в 5 лет) бюджет Таджикистана мог бы дополучить порядка 182 миллионов 500 тысяч сомони (или 22 миллиона 812 тысяч 500 долларов). В течение прошлого года бюджет Таджикистана недополучил около 600 миллионов сомони.
Для кого закон писан?
Выгода для бюджета, конечно, очевидна, но не станут ли эти поправки причиной для роста коррупции?
По словам первого замглавы агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Аламхона Кодириёна, "этот шаг правительства страны можно считать гуманным актом". "Мы ждем от поправок только положительных результатов в деле борьбы с взяточничеством", — отметил он.
А вот эксперты во мнениях разделились.
"Принятие данных поправок это акт гуманизма, это правильный шаг", — заявил известный таджикский адвокат Иноят Иноятов. "При выплате штрафа (потери средств) виновный, как ни странно это покажется, несет больше ответственности. Так сложилось, что наши чиновники больше боятся остаться без копейки, чем отвечать по закону".
Иноятов не считает, что этот шаг может привести к увеличению числа коррупционных преступлений. "Когда ввели подобные поправки в Уголовный кодекс, касающиеся экономических преступлений, это поспособствовало их снижению", — напомнил он.
Член правления Ассоциации судей стран Центральной Азии, член Совета Ассоциации судей Республики Таджикистан Ватан Абдурахманов считает, что к этому вопросу нужно подходить дифференцированно.
"Есть люди, которые могут заплатить, а кто-то не сможет. Я не говорю о врачах и учителях, которые по официальной статистике у нас лидируют как взяточники. Врач это не должностное лицо, он не берет взятки, он вымогает. Это другая статья. Взятка — это должностное преступление в бюджетной сфере, взятки берут госчиновники", — сказал Абдурахманов.
По его словам, принятие этих поправок это вопрос пополнения бюджета "и в этом плане все правильно", — отметил он. При этом эксперт подчеркнул, что при признании вины взяточника в приговоре, как правило, помимо конфискации, указывается запрет занимать определенные должности. "Таким образом у взяточника вряд ли будет возможность потом еще где-то "заработать", — считает судья в отставке.
В принципе, по словам Абдурахманова, "лишение свободы — это не путь исправления. Чем меньше людей идет в тюрьму, тем лучше", — считает он.
А вот таджикский юрист Зафар Мукимов уверен, что предложенной альтернативой смогут воспользоваться только состоятельные люди. "Почти половина населения республики живет за чертой бедности, разве смогут они платить по 200 сомони в сутки за свое преступление?", — заявил специалист.
По мнению Мукимова, ситуация будет выглядеть следующим образом. "Бедные как сидели в тюрьмах, так и будут сидеть, а состоятельные взяточники теперь будут брать больше, чтобы и на жизнь хватило и, если что, и на штраф. То есть возрастет средний размер взятки и отката", — считает Мукимов. "Посчитайте, например, сколько взял бы и сколько отдал штрафом брат начальника таможни, если бы его признали виновным. На это деньги он мог бы "отсидеть" несколько раз по 12 лет".
В Таджикистане идет расследование уголовного дела в отношении родного брата главы Таможенной службы Абдуфаттоха Гоиба – Наджмиддина Саидова. По данным Генпрокуратуры, его подозревают в мошенничестве, однако в октябре прошлого года СМИ сообщали о том, что Саидов был задержан сотрудниками ГКНБ в момент получения взятки в особо крупном размере. Речь шла о сумме от 400 до 600 тысяч долларов США. Согласно распространенным тогда сообщениям, Саидов, якобы, получил взятку взамен на обещание поста главы Управления Таможенной службы некому гражданину.
По мнению Зафара Мукимова, новые поправки фактически узаконивают взятки. При этом, "крупную рыбу как не ловили, так и не будут ловить", – заключает он.
…Таджикистан занял 136-е место в 21-м "Индексе восприятия коррупции" по итогам 2015 года. На этой же строчке оказались Коморские острова и Нигерия. Рейтинг охватывает 167 стран мира, которые ранжируются по шкале до ста баллов, где 0 — максимальный уровень коррупции, а 100 — полное отсутствие коррупции. В новом рейтинге у Таджикистана 26 баллов, что на три балла больше прошлого года.
В борьбе с коррупцией все меры хороши
А какими необычными способами борются с коррупцией в других странах?
С 2003 года в Китае было публично расстреляно 10 тысяч чиновников, чья вина была доказана, еще 120 тысяч получили по 10−20 лет заключения. Несмотря на это, высокий уровень коррупции в Китае сохраняется. Это и обычные денежные взятки, и торговля должностями, и даже взятки в виде сексуальных услуг.
В Гонконге коррупции нет, но это сейчас, а еще 30 лет назад 90% служащих были коррумпированы. В 1974 году здесь была организована госструктура под названием "Независимая комиссия против коррупции", с очень высокими зарплатами сотрудников, с офицерами, подчиняющимися только лично губернатору и со сторонними общественными наблюдателями, состоявшими из интеллигенции и бизнесменов.
Госслужащим, жившим на широкую ногу, приходилось доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если им не удавалось это сделать, их ждал арест и конфискация. Результат налицо — за 30 лет уровень коррумпированности удалось снизить с 90% до 3%.
В СССР коррупция приравнивалась к измене родине, за данное преступление предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества, в некоторых случаях — 10 лет лишения.
В странах Ближнего Востока, где действуют нормы шариата, коррупция приравнена к воровству. Обращаются с преступниками здесь так, как предписывает Коран: к примеру, в ОАЭ чиновникам, пойманным на взятке, отрубают руку.
На Кубе чиновников, пойманных с поличным, как и в Китае, ждет смертная казнь через расстрел.
Но добиться снижения коррумпированности можно и цивилизованными методами. Голландия лидирует в списке стран с самым низким уровнем коррупции. А добиться этого ей удалось благодаря действиям антикоррупционной службы, сотрудники которой работают во всех госучреждениях. Кроме того, чиновники получают премии за профессиональную чистоплотность.
Эффективной мерой в борьбе с коррупцией во многих цивилизованных странах является также разрешение СМИ обнародовать случаи взяточничества и проводить собственные расследования. В некоторых государствах власти за это даже выплачивают журналистам процент от "раскопанного".