ТАШКЕНТ, 24 фев — Sputnik. Действия ВКС РФ в Сирии самым убедительным образом свидетельствуют, что Россия является одним из ведущих участников борьбы за контроль над Ближним Востоком. Участников много, и каждый преследует свои цели, считает Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования.
Для России и США, находящихся в состоянии острого геополитического конфликта, контроль над Ближним Востоком — ключевой стратегической точкой современной глобальной позиции — означает безоговорочную победу над оппонентом.
Европейский союз преследует менее амбициозные цели. Его интересуют регулярные поставки энергоносителей по умеренным ценам и урегулирование ситуации с беженцами, разрывающими социальную ткань европейского организма. Поэтому ЕС и отдельные его страны готовы играть в регионе подчиненную по отношению к США роль — при двух условиях: учет европейских стратегических интересов и их военно-политическая автономия в вопросах защиты этих интересов на месте.
По мере того, как США оказываются не в состоянии обеспечить ЕС гарантии данных условий, политика Евросоюза в регионе становится более самостоятельной (Меркель явно заигрывает с Эрдоганом), но одновременно менее внятной и последовательной, ориентированной на решение не стратегических, а сиюминутных проблем.
Такие участники, как Саудовская Аравия, Турция или Иран, являясь мощными региональными игроками, в то же время зависят от глобальных игроков, как в вопросах своего международного позиционирования, так и в общих военно-политических раскладах региона.
Грубо говоря, наличие военно-политического зонтика, обеспечиваемого сверхдержавой, сразу дает соответствующей стране преимущество перед региональными оппонентами.
Долгое время Турция и Саудовская Аравия, как партнеры и союзники США, обладали соответствующим зонтиком и определяли политические расклады в регионе без оглядки на Иран. Тегеран мог отвечать непрямыми действиями (например, использованием Хезболлы, поставками оружия и посылкой инструкторов своим союзникам, размещением ракетных батарей на берегу Ормузского пролива и т.п.). Но было понятно, что любой открытый конфликт он проиграет.
За последний год ситуация изменилась самым драматическим образом. Во-первых, с Ирана были сняты санкции ООН. Это позволило ему не только вернуться на рынок углеводородов, но и возобновить военно-техническое сотрудничество с Россией.
Во-вторых, Иран и Россия оказались военными союзниками в Сирии. Это объективно укрепило военную безопасность Ирана. Как союзник России он уже получает системы ПВО С-300 и может рассчитывать на то, что в критической ситуации Россия прикроет его от прямой агрессии сверхдержавы.
В-третьих, политика Турции и Саудовской Аравии в регионе перестала поспевать за быстро меняющимися американскими интересами. Анкара и Эр-Рияд все чаще конфликтуют с Вашингтоном. В принципиальных для них случаях (Йемен, Сирия) в прямой военной поддержке США отказано.
Таким образом, союзники России — Сирия и Иран получают возможность приобрести на Ближнем Востоке те же вес и значение, которые недавно имели союзники США — Турция и Саудовская Аравия.
Как показывает практика остальные страны региона, в основном, выстраивают отношения с контролирующей Ближний Восток сверхдержавой через ее местных союзников. Только Израиль и Египет выстраивают с Вашингтоном и Москвой отношения напрямую, но и они учитывают общую ситуацию в регионе.
Понятно, что сегодня, пока боевые действия в Сирии продолжаются, говорить об окончательной военной победе российских союзников рано. Она намечается, приближается, становится осязаемой, буквально висит в воздухе. Но она еще не состоялась. А на войне возможны любые случайности.
Тем не менее, общий политический расклад (в рамках которого США отказали Турции как в собственной поддержке, так и в поддержке НАТО в случае введения войск в Сирию и начала по этой причине военного конфликта с Россией, а также оставили Саудовскую Аравию один на один с получающими поддержку из Ирана йеменскими хуситами, уверенно выигрывающими партизанскую войну у армии королевства) свидетельствует о том, что Саудовская Аравия и Турция в качестве крупных региональных игроков списаны США. Вашингтон ищет себе новых партнеров, в частности заигрывая с курдами.
Характерно, что аналогичным образом развиваются события и в экономической сфере. А именно, в принципиальной для региона сфере торговли нефтью.
Еще год назад Саудовская Аравия уверенно наращивала добычу нефти, несмотря на падение мировых цен и настойчивые требования стран ОПЕК снизить предложение нефти на рынке, чтобы повысить цены. Эксперты уже даже начали спорить, пытается ли Эр-Рияд похоронить российскую нефтедобычу или под шумок замахнулся и на американскую.
Впрочем, США в целом поддерживали снижение нефтяных цен. В результате, впрочем, цены опустились до того уровня, когда начало трясти уже экономику Саудовской Аравии. Королевство вынужденно было прибегнуть к заимствованиям на мировом финансовом рынке, чтобы сбалансировать полностью зависящий от нефти бюджет. Обеспечивающие относительную внутреннюю стабильность социальные затраты государства и расходы на содержание конкурирующих ветвей королевской семьи начали сворачиваться.
Значительно более прочные и диверсифицированные российская и американская экономики пережили падение нефтяных цен без особого удовольствия, но и без грандиозных потрясений.
Правда, последние сообщения из США свидетельствуют, что дальнейшее снижение цен или даже просто удержание их на текущем уровне могут сорвать американскую экономику в кризис хуже Великой депрессии уже в этом или следующем году. То есть, ни США, ни Саудовская Аравия больше не могут играть на понижение нефтяных цен.
Неудивительно, что Москва спокойно воспринимает рост иранской добычи нефти (на 700 тыс. баррелей в день) и торговли ею на мировом рынке (на 500 тыс. баррелей в день). Официальная позиция, озвученная министром энергетики РФ, заключается в том, что заморозку добычи нефти можно осуществить и без Ирана.
То есть американские союзники, терпящие серьезные финансово-экономические проблемы из-за низких цен на нефть, будут добычу снижать, а российский союзник будет ее наращивать. Это ровно то, что США и Саудовская Аравия предлагали миру еще пару лет назад, только с точностью до наоборот. В версии Вашингтона и Эр-Рияда весь мир мог, если хотел, сокращать добычу, а вот США и королевство собирались ее наращивать.
Теперь бумеранг вернулся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.