ТАШКЕНТ, 21 мар — Sputnik. Популярная платформа для микроблогов Twitter празднует сегодня десятилетие. Американский программист Джек Дорси 21 марта 2006 года написал первое сообщение в сервисе twttr, который предназначался для общения сотрудников компании Odeo.
За 10 лет Twitter стал не просто средством общения для сотен миллионов людей по всему миру, но и источником новостей, местом для развлечения, и частью современной культуры.
Дорси хотел создать платформу, с помощью которой небольшие группы людей могли бы, постоянно обмениваться информацией. Название "twttr", с одной стороны, было аллюзией на Flickr — американский фото-хостинг, с другой — было навеяно пятисимвольной длиной американских коротких кодов SMS. При этом оно напоминало слово "twitter" — щебетание.
Социальная сеть была представлена публично почти через четыре месяца после первого сообщения в Twitter. Кроме Дорси над ней работали Биз Стоун, Эван Уильямс и Ноа Гласс. Постепенно в Twitter появились все те функции, которые принесли ему популярность и известность — возможность публиковать фотографии, отвечать пользователям, объединять сообщения по группам.
Сейчас в Twitter зарегистрировано более 300 миллионов активных пользователей, которые обсуждают самые разные темы — от спортивных событий до терактов, от вручения кинопремий до смерти политических деятелей.
Немного статистики
Первым человеком, который набрал 1 миллион читателей, стал американский актер Эштон Кутчер — это произошло в апреле 2009 года. Рекорд по самому быстрому достижению миллиона подписчиков принадлежит трансгендеру Кейтлин Дженнер, до смены пола — легкоатлету Уильяму Дженнеру. В 2015 году миллион человек подписались на ее микроблог лишь за четыре часа.
В отметках о местоположении чаще всего указывается бразильский город Сан-Паулу — 638 миллионов раз. Мероприятием с рекордной скоростью отправки твитов стал финал Чемпионата мира по футболу 2014 года, когда Германия нанесла поражение Аргентине. Тогда количество твитов в минуту превышало 600 тысяч.
Общее количество отметок "нравится" в Twitter за 10 лет его работы достигло 250 миллиардов. А словом "любовь" в социальной сети ее участники поделились 34,8 миллиарда раз.
Лидеры в России
В российском сегменте Twitter самый популярный пользователь — премьер-министр Дмитрий Медведев — у него 4,76 миллиона читателей. На втором месте — телеведущий Иван Ургант, у которого 4,71 миллиона подписчиков. Третье место занимает артист Павел Воля с 4,15 миллиона подписчиков.
Следом за ними идут аккаунты телеканала "Муз ТВ" (3,45 миллиона читателей), официальных новостей Кремля (3,05 миллиона) и микроблог сайта "Вести.Ru" и телеканалов ''Россия 1'' и ''Россия 24'' (2,99 миллиона). На седьмом месте — артист Гарик Харламов с 2,94 миллиона подписчиков, за ним — аккаунт "Первого канала" (2,85 миллиона).
В топ-10 самых популярных российских аккаунтов вошли также блоги писателя-сатирика Михаила Задорнова (2,75 миллиона) и видеоблогера Кати Клэп (2,73 миллиона подписчиков).
Первое место среди самых популярных в Twitter российских спортсменов занимает теннисистка Мария Шарапова, на страницу в сети которой подписаны 2,04 миллиона человек. За ней следует аккаунт хоккеиста Александра Овечкина — его читают 1,76 миллиона человек. На третьем месте — другой российский хоккеист Евгений Малкин (1,37 миллиона).
Четвертое и пятое места занимают футболист Денис Черышев (670 тысяч подписчиков) и фигурист Евгений Плющенко (612 тысяч).
Следом за ним идет аккаунт Димы Билана с 1,15 миллиона подписчиками. На шестом месте — певица Виктория Дайнеко (1,12 миллиона человек), на седьмом — Сати Казанова (802 тысячи). Замыкают топ-10 самых популярных певцов Сергей Лазарев (790 тысяч читателей), Филипп Киркоров (643 тысяч) и группа "Город 312" (623 тысячи подписчиков).
Клон из Узбекистана
В Узбекистане в 2014 году появилась новая социальная сеть, как две капли воды похожая на Twitter. Создатели микроблога Bamboo.uz предлагали жителям страны писать в нем все, о чем они думают, чем занимаются, что у них интересного, что они чувствуют и о чем мечтают, сообщало ВВС.
В отличие от Twitter, сообщения могли быть длиной 700 символов. Но главная особенность национальной соцсети состояла в том, что, как подчеркивали разработчики, она была создана исключительно для жителей Узбекистана.