Памирский Навруз понравился москвичам

© Sputnik / Лев РыжковПерфоманс, посвященный Наврузу в Театр.doc
Перфоманс, посвященный Наврузу в Театр.doc - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Белый зал Театра.doc на один вечер стал простым памирским домом в котором жители Москвы смогли приобщиться к обычаям, песням и танцам далекой Азии.

ТАШКЕНТ, 23 мар — Sputnik, Лев Рыжков. В Москве отметили памирский Навруз перформансом "Хедир Айюм" в Белом зале Театра.doc. Корреспондент Sputnik  побывал на празднике.

Не чаще раза в год

Так получилось, что на представление я пришел больше чем за час до его начала. Вовсю шла подготовка. Прямо на сцене раскладывали подушки и коврики. Как рассказала одна из ассистенток, представление лучше смотреть именно на полу, а не со зрительских мест. С пола проникнуться атмосферой памирского праздника — куда проще.

Артисты выносили на сцену музыкальные инструменты, а также зачем-то веники (пригодились!) и лопату (не пригодилась). За подготовкой, глубокомысленно усмехаясь в бороду, наблюдал координатор проекта Всеволод Лисовский.

"Сегодня мы празднуем локальную, памирскую разновидность Навруза, которая называется "Хедир Айюм", что в переводе означает "большой праздник", — рассказал Всеволод Лисовский. — И наша задача — воспроизвести этот большой праздник в отдельно взятом памирском доме. Театр превращается в дом, а зрители становятся гостями. Будут воспроизводиться обряды, песни, танцы".

Двое из участников "Хедир Айюм" — настоящие звезды сцены, обладатели наград фестиваля "Золотая маска". Это Аджам Чакобоев и Абдулмамад Бекмамадов. Самые престижные в России театральные награды они получили за спектакль "Театра.doc" "Акын-опера". Но деньги на жизнь, как и прежде, зарабатывают на стройке. Помогала артистам певица Малина. Нужно сказать, что Аджам оказался настоящим виртуозом игры на рубабе. Он исполнял быстрые и замысловатые соло, задавал такого жару, что порой казалось, что находишься не на этническом перформансе, а на рок-концерте.

"Акын-опера" — спектакль мигрантов, который они делали сами для себя, — рассказал нам Всеволод Лисовский. — Он уже долго игрался, и мы решили что спектакль как таковой мы распускаем, но сам проект "Акын-опера" остался. Например, у нас есть мигрант-балет "Шпатель", где артист балета из Каракалпакии рассказывает о своей судьбе. "Хедир Айюм" — разовый проект в рамках "Акын-оперы". Представление дается не чаще раза в год".

Праздник для москвичей

Но вот стали стягиваться первые зрители. Маленький театральный зал мог вместить немного. Скажу сразу, что представителей диаспоры на представлении не было. Присутствовала в основном богемного вида молодежь. Процентов на 70 — девушки. Одна из них старательно рисовала артистов у себя в альбоме. Всех гостей, как и положено, угощали чаем. Были и дети.

"Положено, конечно, большое угощение, — пояснил куратор проекта. — Но праздничные блюда мы организационно не потянули. Но есть чай и лепешки".

Началось представление. Абдулмамад и Малина изображали мужа и жену, которые пригласили в дом в честь Навруза гостей. "Хозяева" тщательно подмели помещения, даже потолок — пригодились метлы. А тут появились и гости. Абдулмамад взялся за тор, Аджам Чакобоев — за рубаб.

Выступление музыкальных коллективов на празднике Навруз - Sputnik Узбекистан
Навруз в Ташкенте: "бурановские бабушки", белорусские частушки и сумаляк
После нескольких песен "хозяин дома" Абдулмамад потихоньку ушел со сцены, затем вернулся, выражаясь языком полицейских протоколов, в состоянии сильного алкогольного опьянения. Не на самом деле, конечно. Но имитировал очень убедительно — недаром лауреат "Золотой маски". Потом вместе с Малиной он спел комический дуэт, в котором жена отчитывала подгулявшего мужа. А тот, конечно, раскаивался.

Но вот примирение состоялось. Все участники спектакля радостно запели, пустились в пляс. После чего стали раскланиваться перед публикой. А затем, на радость детворе, принялись фотографироваться со всеми желающими.

Стоит сказать, что национальные праздничные костюмы на артистах были просто невероятно красивыми. За это, по их словам, надо сказать спасибо Малине Гульшерхоновой, которая не только петь умеет.

Скажу, пожалуй, что "Хедир Айюм" — одно из самых странных представлений, которые видел автор этих строк. Но москвичи аплодировали памирскому празднику от души. Всем, очевидно, понравилось. И то, что жителям российской столицы интересны обычаи, песни и танцы далекой Азии — просто прекрасно. Ведь хотя СССР и распался 25 лет назад, все мы по-прежнему живем рядом друг с другом.

Лента новостей
0