ТАШЕНТ, 7 апр — Sputnik. В Китае недавно было объявлено о создании в Оперативном управлении Объединенного штаба Центрального военного совета Отдела по действиям за рубежом. Речь идет об участии китайских военных в миссиях по эвакуации гражданских лиц из зон конфликтов и стихийных бедствий, миротворческих миссиях и совместных учениях. Можно предположить, что подобная активность китайских вооруженных сил в будущем будет только нарастать, отметил в своем комментарии для Sputnik China российский военный эксперт Василий Кашин.
Сегодня Китай является одним из крупнейших поставщиков военного персонала для миротворческих миссий ООН в мире и самым крупным участником миротворческих операций ООН среди постоянных членов Совета Безопасности.
В 2015 году за рубежом с миротворческими миссиями находились около 2,2 тысячи китайских военнослужащих и полицейских. Участие в таких операциях с одной стороны повышает международный авторитет КНР, а с другой — дает возможность подготовить значительное число военнослужащих с опытом жизни за рубежом и контактов с людьми иных культур.
Начиная с ливийских событий 2011 года, китайские вооруженные силы начали активно привлекаться к проведению эвакуаций соотечественников из зон международных конфликтов. Одновременно растет и число совместных учений со странами из разных регионов мира. Китайская армия превращается во все более важный инструмент внешней политики страны, участвует в формировании образа нового Китая как великой державы.
Операции, проводимые при участии нового отдела будут относиться к числу гуманитарных и миротворческих, как правило, проводимых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Одновременно мы видим и тенденцию к повышению роли НОАК в защите собственно китайских интересов за рубежом, что может в перспективе потребовать операций и вне рамок решений ООН.
Недавние изменения в китайском законодательстве позволяют КНР применять вооруженные силы и специальные формирования спецслужб и правоохранительных органов для борьбы с терроризмом за рубежом. При этом военные направляются за рубеж по решению Центрального военного совета, а представители министерства общественной безопасности и министерства государственной безопасности — по решению Госсовета КНР.
Закон предполагает, что во всех случаях необходимо согласие правительства страны, на территории которой будет проходить операция. Вероятно, в этом случае, новый отдел будет отвечать за проведение соответствующих переговоров и создание механизмов координации. Закон не говорит ничего о ситуациях, когда страна не имеет международно признанного правительства.
Можно предположить, что создание отдела, отвечающего за проведение зарубежных небоевых операций НОАК, приведет к новой волне роста китайского участия в миротворческих и гуманитарных операциях, в частности в Африке, а также к расширению глобальной активности китайского флота.