Виктор Литовкин, военный обозреватель — для Sputnik
В Москве и Брюсселе объявили о скором проведении заседания Совета Россия-НАТО, который не собирался почти два года.
После начала войны на востоке Украины и проведения референдума в Крыму о возвращении полуострова в состав России Североатлантический альянс, как помнят многие, разорвал все отношения с РФ, потребовал резко сократить представительство Москвы в штаб-квартире альянса и перестал пропускать в главный натовский офис российских офицеров и дипломатов, за исключением постоянного представителя России в НАТО. Остальным сотрудникам российского диппредставительства требовалось подавать предварительную заявку на пропуск, а затем терпеливо ждать, снизойдет ли местная комендатура до благоприятного решения.
Правда, эти решения, призванные напугать Москву и взбодрить союзников по НАТО, пока не принесли руководству альянса никакого зримого результата. Россию напугать не удалось и не удастся — затея эта бессмысленная. А выделить 2% своего ВВП в бюджет альянса согласились пока только Эстония и Греция.
Афины, надо полагать, из тех средств, что им выделяет для борьбы с экономическими трудностями Евросоюз и Германия. О Таллине говорить не будем, его ВВП и два процента от него в альянсе вряд ли кто заметит. А вот остальные государства, даже те, кто громче всех кричал о «российской военной угрозе», делиться своими финансами с Брюсселем до сих пор не торопятся. Литва, например, выделяет в общий котел только 1,1 процент ВВП, Латвия — 0,9, Польша и Германия — чуть больше Литвы, и только Великобритания, как самый верный союзник США, чуть-чуть не дотягивает до 2% — остановилась на 1,7%, но обещала подтянуться.
Не хотят платить
Почему в столицах натовских стран не хотят выделять на общую оборону требуемые Брюсселем и Вашингтоном средства?
Ответ более чем очевиден. Во-первых, в отличие от декларируемой паники, в действительности они абсолютно не боятся "российской военной агрессии". А во-вторых, потому что им очень удобно паразитировать на американской военной и финансовой мощи, которую Вашингтон направит в Европу при любом раскладе.
А для этого миф о "российской военной угрозе", который не устают вдалбливать в головы европейцам высокие американские представители, вроде главнокомандующего силами НАТО в Европе американского четырехзвездного генерала Филипа Бридлава, самое то, что требуется. Да и ставленник Вашингтона — генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг повторяет, как молитву, что устрашение по отношению к России — лучшая политика НАТО в восточном направлении. Не угроза терроризма, который взрывает европейские города — Париж, Брюссель, Лондон и Мадрид и готов вместе с беженцами из стран Ближнего Востока воспламенить всю старую Европу, а именно угроза суверенной политики Москвы, которая защищает свои национальные интересы.
И для поддержания на плаву этого мифа США выделяют на укрепление безопасности европейских стран НАТО в ближайший финансовый год 3,7 миллиарда долларов — в три раза больше, чем они это делали обычно. Хотя и так их взнос в бюджет альянса составляет 75-80% от общей суммы (спрашивается, зачем при этом другим государствам-членам НАТО платить больше, если это за них сделает Вашингтон?).
Кого бомбить будут?
Причем американские войска числом в 40 тысяч солдат и офицеров и до того постоянно присутствовали в Европе — в Бельгии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Португалии, Сербии, Испании, Турции и Великобритании. А в пяти странах Старого континента — Италии, Германии, Бельгии, Нидерландах и в Турции размещены 200 американских атомных бомб свободного падения В-61; а в Литве и в Эстонии на авиабазах Зокняй и Эмери под Шауляем и Таллином несут боевое дежурство истребители F-16 и Tornado, способные применять эти бомбы по целям на земле.
Становится понятно, в каких ежовых рукавицах держит европейский континент Вашингтон и как государства-члены НАТО буквально повязаны с ним общей судьбой. Точнее, общим страхом, который, конечно же, исходит не от России, а от той беды, которую может навлечь на нее именно Вашингтон.
А что Россия?
Как реагирует Москва на эти провокационные действия Североатлантического альянса?
Пока военное руководство РФ ведет себя на фоне натовских эскапад довольно спокойно и уверенно. На провокации не поддается. Потому что считает, что одна из целей нынешней политики НАТО и США — спровоцировать Россию на разорительную гонку вооружений.
На Государственную программу вооружений 2010-2020 года в РФ выделено около 20 триллионов рублей (примерно 350 миллиардов долларов). На 10 лет совсем не много, если вспомнить, что бюджет Пентагона на 2017-й финансовый год равен 582 миллиардам долларов, а бюджет НАТО почти 300 миллиардов.
Тем не менее, в российскую армию поступает современное и эффективное вооружение, самые надежные системы обеспечения боя — операция российских ВКС и моряков в Сирии это наглядно доказала всему миру.
Желание Североатлантического альянса продолжить сотрудничество или хотя бы диалог в рамках Совета Россия-НАТО тоже от того, что в Вашингтоне и Брюсселе почувствовали — без Москвы они не в состоянии решить серьезные вопросы мировой стабильности. В том числе и в борьбе с терроризмом.
Понятно, что разговор на Совете Россия-НАТО будем очень непростым. Российскому представителю придется выслушать массу претензий от 28 послов натовских государств. И по поводу ситуации на Украине, и по поводу отсутствия необходимой для альянса транспарентности внезапных проверок боевой готовности, по другим проблемам.
Словом, разговор будет, если он все-таки будет, очень острым. Но здесь дело даже не в победе, важно снова начать разговаривать. Это лучше, чем воевать.
И хотя война слов вряд ли в ближайшие годы прекратится, есть проблемы, которые невозможно решить друг без друга — и терроризм здесь на первом месте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.