ТАШКЕНТ, 20 апр — Sputnik, Натия Читанава. Президент России Владимир Путин 5 апреля подписал Указ о передаче функций Федеральной миграционной службы и Госнаркоконтроля к МВД. Процесс реорганизации должен завершиться к 1 июня.
Эксперты обсудили вопросы управления миграционными процессами в современных условиях, о минимизации угроз, связанных с нелегальной миграцией, о решении проблем беженцев и переселенцев в контексте реорганизации Федеральной миграционной службы.
Так, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимир Зорин заявил Sputnik Таджикистан, что данная реформа была ожидаема.
"Сегодня данная реформа адекватна современной геополитической ситуации и тем новым вызовам, с которыми столкнулась наша страна (Россия — ред.) за последние два-три года. Это говорит о том, что миграционная тема становится не только вопросом внутренней политики, но и важнейшим вопросом национальной безопасности, что, в частности, доказали события по периметру границы России, события, которые мы наблюдаем и в Европе, и в Сирии", — подчеркнул Зорин.
Эксперт отметил, что организационные вопросы к 1 июню сложно будет решить.
"За короткие сроки не уложимся. Важные вопросы интеграции, социальной адаптации мигрантов и до этого решения, и в настоящий момент висят в воздухе. Эта тема не МВД", — отметил он.
Так, Зорин уверяет, что предстоит много согласований между системой МВД и федеральными структурами. Предстоит большая работа по завершению формирования новой системы.
Эксперт подчеркнул, что она была "достаточно полная и объективная, отражала ту государственную политику, которую Россия должна реализовывать".
В этой концепции предусмотрены три основные цели миграционной политики, ряд направлений, по которым необходимо ее реализовывать
Прежде всего, вопросы интеграции, адаптации мигрантов, вопросы, связанные с приемом соотечественников, которые проживают за рубежом. Также одно из направлений — учебная миграция, проблемы внутренней миграции, трудовая миграция, предупреждение и пресечение нелегальной миграции на территории России.
Те основные направления, предусмотренные в концепции, заставляют задуматься о том, что все это — не функции МВД. Безусловно, когда речь идет о предотвращении нелегальной миграции, в определенной степени здесь задействовано МВД, хотя необходимо отметить, что задействованы также пункты пропуска (погранслужба), МИД (консульские отделы).
"Поэтому, в моем представлении, передача всех функций, касающихся реализации миграционной политики в ведение МВД, существенно усложняет, на мой взгляд, процессы управления миграции", — заявил эксперт.
По мнению председателя Комиссии по миграционным вопросам президентского совета Асламбека Паскачева, решение президента связано с недовольством работы ФМС.
"Когда в стране находятся три миллиона людей из других стран, дружественных в основном, но и не очень дружественных, которые неизвестно, где находятся и чем занимаются, это, с учетом той ситуации, в которой находится весь мир, совершенно недопустимо", — подчеркнул Паскачев.
Что касается внутренней миграции, стоит отметить, что основной состав мигрантов, это люди из дружественных стран, в первую очередь из ЕврАзЭС, заявил он.
Поэтому, учитывая, что нужно думать о формировании евразийского гуманитарного пространства, имиджа России, нужно еще и соблюдать права этих людей, уверяет эксперт.
Существует утверждение, что сегодня жители Таджикистана и Узбекистана предпочитают уезжать на заработки в Казахстан, а не в Россию.
По мнению члена Общественного совета при Федеральной миграционной службе России, президента международного альянса "Трудовая миграция" Николая Курдюмова, это не так.
"На мой взгляд, это не так, рынок Казахстана достаточно узкий. Говорить о том, что он мог бы в ближайшем будущем конкурировать с востребованностью в иностранной рабочей силе с российским рынком труда, это вряд ли", — заявил Курдюмов.
С другой стороны, отмечает он, последние годы, когда были приняты жесткие меры для иностранных стран — порядка полутора миллионов иностранных граждан, в значительной степени это граждане Таджикистана и Узбекистана (на них был наложен запрет на въезд в Россию), ищут, куда им поехать.
"Этот поток немножко меняется. Это, к сожалению, факт, и мы должны понимать, что целый ряд из этих граждан имеют востребованную для трудового рынка России специальность. Мы их теряем из-за того, что они не знали трудового законодательства, из-за того, что они нарушили что", — подчеркнул эксперт.
Это вопрос о том, как сохранить миграционную привлекательность. Эксперт подчеркнул, что "нельзя создавать какие-то предпосылки, которые ставят барьеры между нашими странами".
Говоря о защите прав и свобод как мигрантов, так и о гражданах России, необходимо, отметил Паскачев, учитывать несколько вопросов.
Во-первых, нужно адаптировать не только мигрантов, которые приезжают в Россию страну, но нужно готовить и принимающее сообщество.
"Мы должны формировать у них позитивный образ мигранта, учитывая ту большую пользу, которую приносят мигранты, как для нашей страны, так и для себя и для своей страны. Мы должны понимать, что в ближайшие 20-25 лет без мигрантов, (при условии, что мы собираемся развивать экономику нашей страны), мы не обойдемся", — подчеркнул он.
А в этой ситуации, уверяет он, людям нужно рассказать, что мигранты приехали в Россию от безысходности, (у них нет там возможности заработать на жизнь). В России есть работа, а это уже позитивный момент для страны.
Во-вторых, мигранты делают ту работу, на которую граждане России не идут.
В-третьих, в зависимости от того, как мы относимся к мигрантам, так будут относиться в мире к нашим гражданам, заключил Паскачев.