Ольга Сухаревская, правовед, магистр внешней политики — для Sputnik
Каждое время имеет свои приметы. Если средние века можно назвать эпохой становления суверенных государств, а век ХХ — временем мировых войн, империй и революций, то наиболее точным определением для текущего века может послужить слово "глобализация". К ней можно относиться по-разному, но развитие науки и технологий, транспорта и телекоммуникаций, экономических связей и взаимопроникновения культур делают ее объективной реальностью.
Как и любое явление, глобализация может происходить по различным сценариям и ставить перед собой разные цели. На сегодня можно по пальцам пересчитать замкнутые на самих себе государства, сознательно остающиеся в стороне от мировых процессов. Остальные же, даже небольшие по территории, стремятся предложить человечеству свою идею мирового проекта.
Слово парламентам Евразии
Ярким примером может служить прошедшее 19-20 апреля в Москве первое Совещание спикеров парламентов стран Евразии. С совместной инициативой его проведения выступили спикер парламента Республики Корея Чон Ый Хва и председатель Государственной Думы России Сергей Нарышкин.
Несмотря на интенсификацию в последние годы процессов евразийской интеграции, межпарламентские формы общеевразийского диалога оставались на периферии. А данная форма сотрудничества весьма актуальна для стран Евразии.
Приветствовал инициативу и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который в видеообращении к участникам мероприятия подчеркнул: "Поддерживаю усилия Евразии, направленные на сотрудничество, укрепление мира. ООН будет рада работать вместе с вами на благо процветания мира".
Вместе к многополярному миру
О мире говорили буквально все участники Совещания. В частности, Чон Ый Хва подчеркнул, что "ХХ век был веком гегемонии и холодной войны, ХХI век является веком изменений, перемен и сотрудничества. ХХI век смывает идеологические барьеры".
В свою очередь, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Андрейченко изложил предложенную Александром Лукашенко концепцию "интеграции интеграций", что в значительной мере перекликается с идеей "широкой Евразии" главы Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Очень позитивным фактором является общее понимание того, что противодействие угрозам терроризма и экстремизма, борьба с наркотрафиком и урегулирование локальных конфликтов должно сочетаться с мерами устойчивого экономического развития, преодоления бедности, расширения энергетического взаимодействия, промышленной кооперации и торговли.
Важность евразийской интеграции подчеркнул, например, председатель парламента Таджикистана Шукурджон Зухуров, отметивший, что для его страны крайне важна экономическая составляющая интеграционных процессов, в частности, вовлечение в транспортные коридоры.
Если суммировать высказанные на Совещании идеи и подходы, речь идет о формировании многополярного мира, создании "Большой Евразии от Осло и Мурманска до Дели, Шанхая и Ханоя" как единого континента мира; социальной справедливости, общих ценностей и равных возможностей, общего экономического пространства, объединяющего потенциалы национальных экономик и таких интеграционных объединений, как ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.
Мир равенства
Евразия предлагает другой путь. В отличие от западного сценария, основывающегося на стремлении к господству, формированию зон центра и периферии и раздела мира на зоны влияния, евразийские региональные объединения в основе интеграции видят принципы равенства и сотрудничества, устойчивого развития, взаимопомощи и достижения синегретического эффекта от совместных усилий.
Хотелось бы обратить внимание, что подобный подход многие годы является визитной карточкой предлагаемых государствами Евразии принципов глобализации.
Это имеет все шансы на успех. Государства Евразии связывает гораздо больше, чем разделяет. Объединенные общей судьбой и проблемами, в том числе и привнесенными извне, они, в то же время, имеют неоценимый и уникальный многовековой опыт взаимодействия культур, религий и цивилизаций, который они могут распространить на весь мир.
Что самое главное, даже в условиях глобального геополитического противостояния Евразия последовательно придерживается принципа неконфронтационности с другими блоками и объединениями, будучи открытой для всего человечества.
Это особо подчеркнул председатель Госдумы Сергей Нарышкин, заявивший, что "формирование общеевразийского пространства, конечно, не предполагает его какой-либо политико-экономической изолированности. Оно также не может быть направлено против трансконтинентальных интеграционных проектов и должно способствовать устойчивому социально-экономическому развитию всего мира".
В этом контексте начало всеевразийского парламентского диалога крайне важно, поскольку не связано формальными рамками действующих международных парламентских форумов и организаций.