Александр Герман, обозреватель — для Sputnik
Введение в строй космодрома Восточный — событие во всех отношениях неординарное, знаковое, имеющее, к тому же, серьезные последствия. И не только для России — не меньшей степени это касается перспектив космодрома Байконур, а значит Казахстана.
Необходимость строительства Восточного, с точки зрения интересов России, сомнений не вызывает. Стране необходим независимый выход в космос. Казахстан для России — хоть и дружественная страна, ближайший союзник, тем не менее, нахождение космодрома на чужой территории сопровождается большим количеством дополнительных сложностей. Дело не только в арендной плате и содержании комплекса и города. Расходы на новый город и новый космодром не меньше. Главное — это определенная зависимость в принятии решений и необходимость согласования с казахстанской стороной практически всех процедур, сопровождающих эксплуатацию космодром: графиков пусков ракет, выделение полей падения отработавших ступеней, решение экологических проблем при нештатных ситуациях, опять же плата за экологический ущерб и т.д.
И все же сегодня у многих возникает вопрос: как будет дальше развиваться Байконур в связи с появлением у России собственного космодрома (о космодроме в Плисецке мы сейчас не говорим — у него совсем иные функции).
Начнем с того, что этот вопрос возник сразу после принятия решения о строительстве Восточного. Все эти годы из уст многих высокопоставленных российских чиновников и руководителей Роскосмоса звучало, что Россия заинтересована в Байконуре и уходить оттуда не собирается. Эти же слова повторил руководитель президентской администрации Сергей Иванов после пуска "Союза" с нового космодрома.
Действительно, существует договор аренды комплекса Байконур до 2050 года, российско-казахстанские межправительственные документы о совместной эксплуатации космодрома. О совместном использовании Байконура договорились президенты России и Казахстана еще в 2007 году. Но сейчас, естественно, вопросы перспективы возникают снова.
Первый стартовый комплекс на Восточном был построен под ракету "Союз" — самую надежную и экологически чистую. Второй планируется под новый носитель — "Ангару". Естественно, все основные российские федеральные космические программы постепенно, по мере готовности космодрома, перейдут на Восточный. Об этом говорят совершенно открыто. Поэтому строительство старта для "Ангары" на Байконуре в рамках совместного российско-казахстанского проекта "Байтерек" под большим вопросом.
Что же остается Байконуру?
Во-первых, несмотря на достаточно быстрые, по нынешним временам, сроки строительства первой очереди Восточного, окончательное строительство всего космодрома и города займет несколько лет. Сейчас называют 2021 год как дату старта для "Ангары" и 2023 для первого пилотируемого, но полноценная коммерческая эксплуатация начнется только после набора необходимой положительной статистики (количества удачных пусков).
Поэтому, скорее всего, минимум ближайшие лет десять пилотируемая программа будет осуществляться с Байконура. Возможно, и гораздо дольше. Примерно столько же будут продолжаться запуски "Протонов" — "рабочей лошадки" Роскосмоса, на которой осуществляются основное количество коммерческих пусков.
Поэтому еще есть время, чтобы определить пути развития Байконура — старейшего в мире космодрома, великого наследия нашей общей страны.
Перспектива Байконура — только в совместном использовании. Казахстану одному, самостоятельно, его не потянуть. России полностью уходить с Байконура, даже после 2050 года, тоже вряд ли целесообразно.
Во-первых, всегда нужен резервный вариант. Во-вторых, отказываться от наработанной, готовой площадки просто неразумно. Многие пуски и дальше экономически выгоднее будет производить с Байконура, что в условиях конкуренции с западными компаниями может оказаться решающим фактором.
Понятно, что в таких масштабах, как он был задуман и построен, в том числе для военных целей, комплекс не нужен. Но отказываться от уже имеющейся инфраструктуры, которую не надо создавать с нуля, а просто необходимо модернизировать и поддерживать в рабочем состоянии, гораздо выгоднее.
Казахстанские специалисты АО СП "Байтерек" прошли соответствующую подготовку и с этого года стали принимать участие в пусковых и послестартовых мероприятиях на КРК "Протон". Кстати, в байконурском филиале "Восток" Московского авиационного института обучается большое количество казахстанских студентов, для которых также найдется работа на космодроме. Возможно, они придут на смену специалистам, часть из которых уже перешла или собирается перебраться из Байконура на Восточный. Так, кстати, было и раньше — специалисты часто переходили из Плесецка на Байконур и наоборот.
Как сказал в свое время президент РФ Владимир Путин, "Байконур — это огромное достояние, которое досталось Казахстану после раздела имущества Советского Союза. Чтобы его не потерять, конечно, его нужно использовать совместно, это очевидно для любого специалиста". Такую же уверенность высказал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который сделал очень многое, чтобы Байконур был сохранен в самые сложные годы после развала Советского Союза.
В то время передача комплекса в аренду Российской Федерации была единственной возможностью сохранить его в жизнеспособном состоянии. Теперь пришло время новых решений, и есть большая вероятность, что эти решения сохранят уникальный космодром для будущих поколений всего постсоветского пространства.