ТАШКЕНТ, 1 мая — Sputnik. Ремесленник из Маргилана Мансуржон Мирзаханов восстановил древнее производство шелковых тканей, которому больше тысячи лет. Сегодня без его продукции не может обойтись ни один уважающий себя модельер и дизайнер, как в стране, так и за рубежом. Корреспондент Sputnik Узбекистан встретился с мастером, который поделился с ним секретами своего ремесла.
По словам Мирзаханова, Узбекистан всегда был знаменит своими традиционными видами ремесел. Многие из них идут из глубины веков, передаются из поколения в поколение. Так, памятники старины свидетельствуют о том, что у народов Среднеазиатского междуречья высокоразвитое ремесло зародилось больше двух тысяч лет назад. И не удивительно, что многие из ремесел утрачены на сегодняшний день. Одна из причин этому — появление фабрично-заводской промышленности.
На сегодняшний день ремесленник из Маргилана является единственным изготовителем натуральных шелковых тканей по считавшейся утраченной древней технологии. В его работах переданы не просто традиционные узоры узбекского народа, а оживает колорит и дух того времени, при этом сама натуральная шелковая ткань, нежная и гладкая на ощупь, является точным прототипом изделия древности.
Как рассказывает ремесленник, своим делом он занимается уже больше 30 лет. И за это время было восстановлено по древним документам и другим источникам много разных видов и способов изготовления шелковых тканей.
По словам усто, как называют испокон веков мастера на Востоке, производство тканей (тукимачилик) разделялось по виду вырабатывавшейся продукции и по характеру сырья (хлопок, шерсть, шелк и так далее) на ряд отраслей, существовали и некоторые вспомогательные ремесла. Так, размотка коконов была профессией, требовавшей особой выучки и сноровки, и нередко передавалась по наследству. В городах и некоторых селениях — центрах шелкоткачества это дело находилось в руках ремесленников-мужчин. Обработкой шелка во все времена славились Фергана и Бухара, где производилось много разнообразных шелковых тканей, там было развито и шелкомотание (пиллакашлик).
В то время техническое оборудование профессионального шелкомотания состояло из котла для распаривания коконов, палочки для подхватывания концов нитей, подвешенного над котлом кольца, через которое пропускалась нить до поступления на колесо, вращаемое помощником мастера. По этой давно забытой технологии сегодня работает и маргиланский мастер.
"В процессе размотки присоединяются нити с нескольких коконов, и их число определяет собой толщину нити. Наощупь и на глаз определяется, когда нужно подхватить новые концы, чтобы вся нить оказалась ровной по толщине. После размотки мы производим отварку грежи в растворе поташа, куда для отбеливания шелка прибавляем отвар сморчков. Степень готовности пряжи распознается наощупь. Перед отвариванием пряжу надо крутить, для чего применяется громадное колесо, называемое "чертовым" — девчарх",- делится Мансуржон Юсуфжанович.
Ремесленник производит стопроцентные натуральные ткани в технике шои и икат. На них наносятся национальные узоры и орнамент, свойственный только ткачам из Маргелана. В мастерской работает 3 мастера и 5 учеников. Сами себе дизайнеры, ткачи и красильщики, и каждый этот участок закреплен за конкретным человеком. Многие узоры на тканях из шелка — это фантазия самого Мирзаханова и его учеников. А для того, чтобы было где черпать идеи и вдохновение, они постоянно посещают различные музеи, изучают специальную литературу. Одно из излюбленных мест мастера шелковых тканей — это Музей прикладного искусства в Ташкенте.
Мастер признается, что за все его время практики в этом ремесле он ни разу не повторился в узоре, так как берет эти орнаменты из самой жизни, природы, истории.
"За долгие годы моей практики я узнал много секретов мастерства в моем деле от своего отца и деда, многому научился сам, пролистав немало книг и литературы. Но все равно мне кажется, что еще многое предстоит узнать, чтобы достичь совершенства в ремесле изготовления шелковых тканей. И в этом смысле я поражаюсь умением наших предков, которые в те далекие времена выполняли эту искуснейшую работу в такой сложной технике. Чего стоит только одна окраска шелковой пряжи, которая тогда находилась обычно в руках профессионалов красильщиков. Мы также холодным способом окрашиваем в синий цвет при помощи индиго. Получаем краску и из луковицы, кожуры ореха, граната", — делится мастер.
Затем натуральный краситель закрепляется химическим способом, чтобы изделие, изготовленное из шелка, со временем не выцветало. Ферганская долина, в особенности город Маргелан, славились производством шелковых и полушелковых тканей, преимущественно с пестрым узором. Оттуда эту ткань уже вывозили в другие районы Узбекистана.
Характерным для ткачества Ферганской долины было также производство чрезвычайно тонких полупрозрачных шелковых платков (цалеай), которые ткали из неотваренной грежи и отваривали уже в сотканном виде. После этого ткань орнаментировали. Мастер из Маргелана тоже славится этим производством. Его платки пользуются большим спросом среди туристов и местных жителей. Сегодня каждой уважающей себя женщине хочется покрасоваться в таком изысканном шелковом платке.
В мастерской усто Мирзаханова ежемесячно изготавливается около 500 погонных метров натуральной ткани. Вся эта продукция очень хорошо расходится среди туристов, предпринимателей и местных жителей. В основном все производство строится на заказах. Большая часть продукции отправляется в основном в Бухару, Самарканд и Ташкент.
Какая-то доля тканей идет и на экспорт в Казахстан и Россию. Сейчас, как отмечает ремесленник, эта география будет расширяться, потому что поступают заказы и из других стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Его продукция стала настоящим брендом, а на заказы у мастера просто нет отбоя. На вопрос почему так происходит, сам усто отвечает, что это не просто ткань для одежды, а элемент истории его народа, его страны, которая интересна многим.