ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. В Узбекистане продолжает разворачиваться трагикомедия вокруг использования в стране беспилотных летательных аппаратов. Их то запрещают, то пытаются ввести уголовную ответственность за их использование, то вновь разрешают. Корреспонденты Sputnik Узбекистан решили разобраться, а чем же так мешают беспилотники узбекским чиновникам.
Мнение экспертов
О том, что проблема использования беспилотных летательных аппаратов в Узбекистане надуманна, говорят многие эксперты. Это, прежде всего, связано с тем, что любой беспилотный летательный аппарат, неважно игрушка это или оборудование, используемое, например, для съемок клипов или фильмов — достаточно дорогое удовольствие.
Население, значительная часть которого находится в России на заработках, находит лучшее применение своим деньгам нежели тратить их на столь дорогие игрушки. Что касается частных теле- и кинокомпаний, занимающихся съемками клипов и фильмов, то они конечно готовы приобретать такое оборудование, но, учитывая относительную бедность данного сегмента в Узбекистане и низкий уровень технической подготовки, беспилотники также остаются невостребованными.
Корень всех бед
Получается спроса на такую технику нет, а запрет на использование есть. Давайте разбираться по порядку. Правительство, начиная с 1 января 2015 года, ввело запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотных летательных аппаратов в Узбекистане. При этом беспилотники были характеризованы как самолеты и прочие летательные аппараты с массой не более 2 тысяч килограмм.
Что же стало причиной такого шага? Эксперты в один голос говорят, что основным стимулом для принятия такого шага стали меры по усилению безопасности государственных границ.
Узбекистан, еще до введения этого запрета, столкнулся с рядом попыток пересечения своей границы неопознанными беспилотными летательными аппаратами. Особенно показательным стал инцидент 16 декабря 2014 года, возможно ставший катализатором принятия дальнейших решений, когда границу Узбекистана в Сохском районе Ферганской области нарушил неопознанный беспилотник. Тогда узбекские силовики отмечали, что это был летательный аппарат белого цвета со светло-синей хвостовой частью без опознавательных знаков. Он углубился на территорию Узбекистана на 7,5 километров, затем вылетел в Кыргызстан, откуда кстати и прибыл.
Что это было, специалисты разнятся во мнениях. Однако очевидно, что это была далеко не детская игрушка. Многие эксперты говорят, что это возможно был беспилотник контрабандистов, занимающихся перевозкой наркотиков из Кыргызстана в Узбекистан. Именно они обладают необходимой финансовой базой для покупки достаточно дорогих летательных аппаратов. А учитывая серьезную фортификационную систему, созданную узбекскими спецслужбами для пресечения наркотрафика, их действия выглядят вполне логичными.
При этом интересно, что сами узбекские силовики не остались в стороне от покупки подобной техники. Китайские СМИ сообщали, что компания Chengdu Aircraft Industry Group собирает по заказу Узбекистана несколько беспилотных летательных аппаратов средней высоты и большой дальности полета Pterodactyl I.
Не менее логично выглядит и мнение о запрете использования беспилотников для защиты различных государственных объектов. Иностранные туристы, которые попробовали сфотографировать или снять на видео понравившееся им здание в Ташкенте крайне недоумевают, когда выскакивающие им на встречу милиционеры просят удалять записи. Однако то норма для Узбекистана — здесь запрещено запечатлевать на носители не только различные государственные учреждения, но, что парадоксально, и некоторые обычные архитектурные сооружения. Так, что в этом плане беспилотники могли принести немало хлопот милиции.
История с продолжением
После ввода запрета в январе 2015 года казалось эта тема ушла на второй план. Только спустя полтора года — в мае 2016 года чиновники огорошили всех новых проектом закона о поправках в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, которыми предусматривалось введение ответственности за использование беспилотников.
Неизвестно, каким будет наказание после принятия закона, но сейчас предлагается наказывать на 100 — 200 минимальных размеров заработных плат (1МРЗП — 130240 сумов) за несанкционированное использование воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами. На лицо, использовавшее беспилотник, также может быть наложен арест до 15 суток с конфискацией предметов правонарушения.
При повторении правонарушения или нанесении беспилотником травмы человеку предусматривается уголовная ответственность в виде исправительных работ до 2 лет либо арест до 3 месяцев. Если же его использование повлекло смерть человека, то лицо будет наказываться исправительными работами до 3 лет или ограничением свободы от 2 до 5 лет либо лишением свободы до 5 лет. Все эти наказания находятся в рамках гражданского использования подобных аппаратов.
Однако эксперты выделяют другой момент — действие с беспилотником, повлекшее человеческие жертвы, катастрофу либо иные тяжкие последствия, повлечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет. Здесь налицо уже запрет на военное использование объектов.
Шаг назад
Казалось бы, история закончилась, и запрет есть и наказание за его нарушение — тоже скоро будет. Но в дело опять вступили наши чиновники. Правительство в середине мая снова вернулось к теме, вновь разрешив ограниченное использование беспилотников. Теперь использовать эти аппараты можно, но только после специального разрешения Кабинета Министров.
Эксперты говорят, что это решение затронет скорее всего крупные телевизионные компании, например, снимающие трансляции крупных государственных праздников и концертов на открытом воздухе, которые могут себе позволить купить такую дорогостоящую технику.
Также это разрешение будет использоваться для предоставления возможностей снимать с беспилотников иностранным кинокомпаниям. Так, например, успешный документальный фильм "Узбекистан. Жемчужина песков", показанный на канале "Россия 1" и снятый российской кинокомпанией "Мастерская", невозможно представить без потрясающих и необычных ракурсов древних памятников страны, снятых с беспилотников.
Ну и конечно, это позволит использовать подобную аппаратуру нефтяникам для осмотра газопроводов в степях и других удаленных местах, сотрудникам МЧС — проводить мониторинг селеопасных районов и других ЧС. В общем сфера применения беспилотников крайне обширна, и приятно, что правительство все-таки оставило определенную лазейку для возможности их использования.