ТАШКЕНТ, 9 июн — Sputnik. Прогремевшие в казахстанском Актобе выстрелы поистине произвели эффект грома среди ясного неба в считавшемся ранее "островком стабильности" Казахстане, рассказала магистр внешней политики и прововед Ольга Сухаревская для "Новости Казахстан".
Нагнетание страха
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, взявший под личный контроль проведение спецоперации по поимке террористов, отметил, что "по имеющимся данным, террористический акт организован приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений, инструкции они получили из-за рубежа". Характеризуя последние события в стране, глава государства подчеркнул, что в Казахстане появились признаки "цветных революций", которые "имеют различные методы и начинаются с надуманных митингов, убийств, стремления захватить власть".
Даже при внешнем отсутствии связи между недавними попытками организовать подобие "майдана" в связи с проведением земельной реформы и пугающими терактами в Актобе, налицо именно попытки дестабилизации общей ситуации в стране, нагнетания недовольства и страха в обществе, создания иллюзии, что власть неспособна обеспечить безопасность граждан и защитить их социальные права. Как мы помним, именно так происходило и на Украине, где государственному перевороту предшествовал ряд мелких провокаций, внешне не связанных между собой. Их отличительной особенностью был якобы спонтанный и локальный характер, но каждая из акций била точно по болевым точкам украинского общества.
На Украине тогда тоже не обошлось без внешне бессмысленных террористических актов, которые привели к жертвам среди гражданского населения в Днепропетровске.
В Актобе, где в 2011 году уже произошел теракт, объекты для атак также выбраны явно неслучайно. При всей дерзости и жестокости нападения на оружейные магазины и военную базу возникает ощущение, что совершенные теракты имели целью не столько организацию успешного восстания и захват контроля над городом, сколько именно демонстрацию неспособности властей контролировать ситуацию. Если уж небольшая группа террористов может совершить попытку штурма базы элитного подразделения, то что говорить о жилых кварталах, больницах и школах?
Заинтересованных в дестабилизации Казахстана внешних сил предостаточно. В первую очередь не стоит забывать о международных террористических сетях, которые, с одной стороны, являются инструментом реализации стратегических интересов неоосманов и салафитов, с другой — имеют и собственные цели.
После фактического разгрома в Сирии ИГ и другие террористические группировки, подобно раненому зверю, стали опасны вдвойне. Понеся значительные потери, ИГ изменил тактику. Теперь вместо концентрации сил в государствах Ближнего Востока руководство террористов рекомендует своим приверженцам инфильтрацию в страны, представляющие интерес для строителей всемирного Халифата. В первую очередь, такими странами являются нефте- и газодобывающие государства, которые могут компенсировать террористам потери нефтяных доходов в провинциях Сирии и Ирака. Казахстан для этого подходит идеально.
Есть ли риск терроризма в Казахстане?
По данным секретаря Совета Безопасности Казахстана Нурлана Ермекбаева, в ИГ вместе с семьями отправились 400 граждан Казахстана, десятки из них уже погибли. Как отмечает исследователь Татьяна Дронзина, "среди них не было безработных, у них не было неразрешимых финансовых проблем, хотя большинство были не удовлетворены своим материальным положением. Были среди них и состоятельные бизнесмены". Всего же из Центральной Азии, по словам секретаря Совбеза, выехали около 2 тысяч боевиков.
На первый взгляд, это немного.
С другой стороны, наиболее радикальная часть международных террористов переносит центр своей деятельности в северные провинции Афганистана, где концентрируются боевики из Центральной Азии. Как отмечают представители спецслужб Афганистана, количество присягнувших на верность ИГ боевиков растет в геометрической прогрессии, и все они говорят на русском языке, поскольку являются преимущественно выходцами из ЦентрАзии, мусульманских областей России и Северного Кавказа.
Относительно небольшое количество граждан Казахстана в рядах боевиков не означает отсутствия интереса террористов к "работе" в этой стране. Для ИГ не существует государственных границ, а любая мусульманская территория считается ими частью всемирного Халифата. Кроме того, значительное место в идеологии исламизма занимает извращенное понимание социальной справедливости, что на фоне ухудшения экономической ситуации может привести к экспотенциальному росту сторонников экстремистского учения.
Примечательно, что после банковского кризиса 2008 года в Европе ряды группировки стали активно пополняться коренными европейцами, вообще не имеющими отношения к исламу.
"Взорвать" Казахстан, являющийся участником всех проектов евразийской интеграции и одной из важнейших транспортных артерий, для многих крайне соблазнительно. Это будет иметь гораздо более разрушительный эффект, чем проблемы у соседей Казахстана по региону. Именно сейчас на фоне всемирной геополитической турбулентности, экономической стагнации и кризиса смыслов есть риск смычки недовольных социальными стандартами и земельной реформой граждан со сторонниками Халифата. Потому внимательность, внимательность и еще раз внимательность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.