Общество

Художница Ирина Долгих: в Бухаре есть, к чему приложить руку

© 60 Faces of Bukhara / FacebookМосковская художница Ирина Долгих
Московская художница Ирина Долгих - Sputnik Узбекистан
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Московская художница рассказала Sputnik о своем большом проекте "60 лиц Бухары", во время которого она не только написала портреты жителей города и зафиксировала их истории, но и нашла много друзей, а также всегда была в домах узбекистанцев желанным гостем.

ТАШКЕНТ, 10 июн — Sputnik, Ксения Набаткина. Ровно 60 дней художница Ирина Долгих брала краски, кисти, мольберт и отправлялась на улицы Бухары, чтобы найти нового героя для своего проекта "60 лиц Бухары", во время которого она не просто каждый день писала портреты жителей города, но и дополняла их историями, которыми делились герои.

"Я здесь живу последние полгода, очень-очень люблю Бухару, просто обожаю. В прошлый приезд нарисовала 2-3 портрета, мне это показалось настолько близким, что захотелось чего-то большего. А не так давно начала снимать видео, и мне понравилось монтировать ролики. При этом по образованию я культуролог: люблю историю, люблю узнавать о том, как люди живут. Проект "60 лиц Бухары" помог соединить три моих любимых дела: живопись, любовь к культуре народа и видео", — рассказала Ирина, закончившая в Москве Институт Современного Искусства.

Художница призналась: у цифры 60 нет какого-то особенного значения, просто девушке показалось, что это красивое число.

"Я занимаюсь мозаикой, и как раз получилась бы такая эффектная мозаика из 60 портретов на одной стене, —пояснила она. — Потом меня стали спрашивать: "Два месяца? 60 портретов? По портрету каждый день? Ты с ума сошла?". А в решила: ничего, потерплю".

Одной из самых сложных задач во время проекта для художницы стал поиск героев. Сначала Ирина находила их в основном через знакомых или просто выходила на улицу и спрашивала заинтересовавших людей "можно вас нарисовать?".

"Вначале было сложно, а еще часто шел дождь, но под конец люди обо мне узнали, даже стали появляться желающие стать героями, а я говорю все, проект закончен, хотя у меня самой уже стало больше идей, кого можно было нарисовать", — поделилась художница.

За 60 дней девушке позировали жители Бухары самых разных возрастов и профессий. Иногда заинтересовавшие ее люди напрочь отказывались становиться героями, особенно женщины. По словам Ирины, ей очень хотелось написать портрет одной очень прогрессивной горожанки, которая и одевается по-европейски, и центр помощи нуждающимся открыла, но муж этой дамы не разрешил ей позировать. В то же время, мужчин было уговорить значительно проще.

Именно герои и их истории вдохновляли художницу каждый день и невольно подсказывали, какой стиль и манеру письма выбрать для каждого портрета.

"Вот это, наверное, и есть искусство. Я никогда не могу сказать, как у меня пойдет портрет. Могу вдохновиться каким-то художником перед тем, как начать рисовать, но я не знаю, как моя рука будет писать, рука сама решает. Иногда это зависит от времени. Я знаю, что если передо мной старушечка, она не сможет долго сидеть, я должна ее быстро написать примерно за полчаса. Это один стиль. Когда могу не торопиться и поэкспериментировать — это другой", — пояснила Ирина.

В среднем, процесс написания одного портрета занимал три часа: девушке нужно было познакомиться с героем, побеседовать, записать его историю. Гостеприимные жители Бухары неизменно приглашали гостью за стол с угощениями. "За два месяца ни разу не готовила дома сама",- смеется художница.

Девушка призналась, что сначала она не собиралась записывать подробные истории и воспоминания каждого героя о его семье, о городе, жизни в нем, собиралась добавлять лишь несколько строк о человеке. Но комментарии пользователей на странице в Facebook, куда Ирина выкладывала каждый портрет и где рассказывала о ходе проекта, убедили, что эти тексты интересны аудитории не меньше, чем сами портреты.

"Вчерашней едой можно кормить только мужчин. Девушка не должна ее кушать, так как через рот входит красота женщины. Если девушка выглядела неопрятной или неумытой, то бабка говорила: "сан хунды имас" ("ты не индианка"). Еще она наставляла следить за своим дыханием (вчерашнюю еду нельзя есть также и по этой причине). На улице в штанишках не ходили, их заправляли в махсы (очень мягкие кожаные сапожки)", — это отрывок из воспоминаний Рано Хамраевой, которая произвела на Ирину большое впечатление.

"Потрясающая женщина, я на нее смотрела и любовалась — как она сидела, с каким достоинством разговаривала, сколько всего могла рассказать. Таких людей мне хочется брать себе в пример", — рассказала девушка.

Несмотря на большое количество знакомств с интересными людьми, проект стал для Ирины испытанием: была и усталость, и "кризис жанра", иногда все получалось не совсем так, как хотелось. Но у нее неизменно получалось найти для себя интерес в происходящем: "Даже если не хотелось никуда идти, я все равно шла к герою, и когда уже раскладывала свои краски, начинала писать, у меня вся усталость пропадала, становилось интересно".

"Я хотела, чтобы этот проект показал: Бухара — город небольшой, но в нем можно что-то самим придумать. Я надеялась вдохновить молодежь, чтобы они не стремились уехать. Все удивляются, что я нахожу в Бухаре: много месяцев тут живу, уже четвертый раз приезжаю, а я хочу показать, что здесь тоже есть, к чему приложить руку", — подвела итоги художница, с которой, по ее словам, уже здоровается на улице почти весь город.

Сейчас Ирина Долгих готовит в Бухаре выставку по итогам проекта и очень надеется, что все получится.

Лента новостей
0