ТАШКЕНТ, 9 июн — Sputnik. Ташкентский блошиный рынок "Янгиабад": сколько историй про него сложено… Здесь постоянно царит хаос, все перемешалось. Продавцы и покупатели, перепродавалы, туристы и люди, ностальгирующие по былым временам, когда все было в дефиците.
Совсем истрепанные, поношенные вещи лежат рядом с абсолютно новенькими детскими футболками, мужскими летними шлепанцами, а еще строительными инструментами, чайниками и сковородками. И все это приправлено запахами гуммы, хот-догов, кваса, компота, которые разносит еще одна категория продавцов, желающая накормить и посетителей, и тех, кто продает старье.
В какие-то минуты действительно кажется, что ты путешествуешь по страницам книги "На солнечной стороне улицы" Дины Рубиной, когда ее главная героиня Катька-артистка торгует часами на легендарном блошином рынке "Тезикова". Именно он, один из самых известных блошиных рынков на пространстве бывших республик Союза, стал своеобразной основой современного рынка "Янгиабад".
В нем не было логики, сюда приходили даже не продавать, а просто пообщаться пенсионеры со всей столицы. Однако в 2006 году властям не понравилось, что по соседству с главными воздушными вратами Ташкента расположился этот стихийный и любимый многими ташкентцами рынок. Поэтому его вместе с обитателями переселили практически на окраину Ташкента, на Куйлюк.
Походив пару минут по базару, начинаешь цитировать Рубину, отозвавшуюся о "Тезиковке" в своем романе так: "Торгуют здесь всем, кроме мамы родной". На "Янгиабаде" все то же самое, только вот с оттенками нынешнего века рыночных отношений. Сюда добрался не только старый, но и новый товар.
У меня есть знакомые, которые одеваются только на "Янгиабаде". Здесь новые китайские джинсы можно купить за 50-70 тысяч сумов, тогда как на том же рынке "Куйлюк", который находится в пару километров от "Янгиабада" и специализируется на продаже только новых вещей, они стоят уже от 100 до 180 тысяч сумов.
Отдельные ряды здесь отведены под секонд-хенд из Европы. Однако бывалые люди говорят, что раньше товар был лучше. Сейчас совсем не ахти что пропихивают. Но все же знающие, приезжают сюда к новому завозу, о котором продавцы заранее оповещают завсегдатаев. Можно найти и настоящие джинсы от Levi Strauss и потасканные, но еще имеющие вид туфли Manolo Blahnik.
Кто-то приходит сюда за домашними животными, начиная от немых рыбок, до громких индюков и кур. Отдельный павильон отдан под кошек и собак.
Вот опять передо мной партия забавного "старья": огромный самовар на 70 литров, сделанный из латуни, набор из небольшого кувшинчика и фужеров из металла, красивая чеканка на них. Продавщица сказала, что это вьетнамское производство. Стоит 450 тысяч сумов. Я решила, что не буду брать, слишком дорого для набора, которому уже больше 40 лет. Такие сервизы от местных известных ремесленников можно взять за миллион с небольшим, пусть дороже, но зато новое.
Больше всего привлекло внимание наличие постсоветской атрибутики, различные флаги и знамена с изображением Ленина, статуэтки и бюсты Брежнева, Сталина, Хрущева и других партийных бонз советского периода.
Есть в наличии и советские деньги. "Пятак" можно купить за 500 сумов. Железный рубль идет за 1000 сумов. Коллекционные, так называемые "юбилейные" выпуски, стоят дороже. Огромное количество всевозможных марок. К ним подходит не так много народу, видимо это хобби сегодня не столь популярно, как в былые времена.
Что можно увидеть еще — огромное море посуды. Чего здесь только нет. Все то, что когда-то собирали наши бабушки и мамы — хрустальные вазочки, китайский, японский, ГДРовский фарфор. И конечно же знаменитая узбекская "пахта". Сюда можно приходить для восстановления домашней коллекции разбитых блюдец и чашек, что и делают многие посетительницы. Гарантия 100 процентов — найдешь то, что нужно.
Особенно оживлен павильон, где торгуют интересными реликтами советской и не только эпохи — иконами, старыми монетами, пластинками, посудой и прочими вещами, которые интересуют иностранцев. К примеру, был здесь костюм летчика 70-х годов. Стоит он всего 1, 2 миллионов сумов.
Заметила я также, что нет прежних огромных гор книг. Как объяснила одна из продавщиц, в последние годы продавцы литературы работают только по направлениям. Кто-то собирает сугубо медицинскую литературу, кто-то редкие собрания, сочинения конкретных авторов. "Что сказать? Сейчас век компьютеров и планшетов, куда можно загрузить любую книжку. Спрос на книги падает, остается собирать только редкие экземпляры", — посетовала собеседница.
Рядом расположен отдельный город из металла, старые и новые трубы, хотя в Ташкенте все уже давно перешли на пластик, торговля кипит. Бывшие в употреблении окна и двери, причем ценятся по-прежнему деревянные, а не потрепанные и пожелтевшие акфа-профили.
Несмотря на то, что рынок битком набит людьми, здесь нет такой активной торговли, как раньше во времена "Тезиковки". Ведь мы еще то поколение, которое помнит, как по выходным бурлил старый блошиный рынок возле аэропорта, особенно в 90-х.
Сегодня "Янгиабад" — это еще и прибыльный бизнес. Сюда съезжаются со всех регионов страны, за дешево перекупают товар и везут его в районы: мебель, бытовую технику, компьютеры и иное барахло. Там можно продать подороже за неимением лучшего.
"Янгиабад" — это самый большой блошиный рынок в Узбекистане. Есть свои такие стихийные базары старья в Бухаре, Фергане, Самарканде, Гулистане, практически в каждом регионе. Да и в Ташкенте, помимо "Янгиабада" распродажу старых вещей можно увидеть в районе рынка "Авиасозлар" (бывшего "Кадышева"), на Юнусабаде, на Чиланзаре.