Общество

Прокатиться в общественном транспорте Ташкента и не поседеть

© Sputnik / Евгений Самарин / Перейти в фотобанкСалон автобуса
Салон автобуса - Sputnik Узбекистан
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Корреспонденты Sputnik Узбекистан решили разобраться, почему в последние годы водители общественного транспорта с такой пугающей регулярностью становятся героями ленты происшествий отечественных СМИ.

ТАШКЕНТ, 11 июн — Sputnik. Общественный транспорт Ташкента уже давно стал головной болью как для его пассажиров, так и столичной администрации. Что только не происходило в этой сфере — автобусы горели, трамваи сходили с рельсов, водители скрывали выручку и сливали бензин, транспорт по 20 минут простаивал на остановках, а уже после 20:00 отправлялся восвояси, позабыв о графиках и пассажирах.

Казалось бы, хуже уже некуда, вот оно дно — но снизу опять постучали. На днях водитель автобуса, не какой-нибудь старой советской развалюхи, а современного "Мерседеса" на такой скорости врезался в столб возле остановки, что тот практически надвое разделил автобус. Корреспонденты Sputnik Узбекистан решили разобраться, почему в последние годы водители общественного транспорта с такой пугающей регулярностью становятся героями ленты происшествий отечественных СМИ.

Столичные "шумахеры"

Водители автобусов и маршруток уже давно стали притчей во языцех у столичных автовладельцев. Если сказать, что они не соблюдают правила дорожного движения — значит вообще ничего не сказать. В последние годы Ташкент попал в список городов, где проводятся самые настоящие спортивные гонки, и поверьте, наши "шумахеры" за баранками автобусов и маршруток мало чем уступают Хэмилтону или Феттелю.

Последствия аварии - Sputnik Узбекистан
В Ташкенте городской автобус врезался в столб

Перестроиться с крайней левой полосы в крайнюю правую, чтобы повернуть — легко, и неважно, что тем самым провоцируешь ДТП и нарушаешь правила. Ты же носишь гордое имя водителя общественного транспорта, которому все по плечу.

Очень часто водители многотонных автобусов устраивают между собой настоящие заезды на скорость. Представьте ужас водителя легкового автомобиля, когда рядом пролетают на огромной скорости, постоянно виляя в потоке, автобусы, способные размазать его на месте. И это, не говоря уже о пассажирах автобусов, вынужденных цепляться за поручни, чтобы не покалечиться.

Можно привести и сотню других правонарушений, когда они едут по встречной полосе, лезут несмотря ни на что в поток машин, задевая всех в округе — а чего беспокоится машина ведь не своя, а государственная, пара царапин — это как боевые зарубки, только красят настоящего водителя общественного транспорта.

Проблема несоблюдения правил дорожного движения водителями общественного транспорта во много связана с отсутствием контроля со стороны как автопарков, так и сотрудников столичных отделов безопасности дорожного движения. Несмотря на громкие заявления руководства "Тошшахартрансхизмат" и Управления безопасности дорожного движения о развёрнутой кампании по борьбе с недобросовестными водителями, воз и ныне там.

В прошлом году, по данным УБДД, было уволено свыше 150 водителей автобусов за нарушения правил дорожного движения, оформлено более чем 5 тысяч штрафов, 15 должностных лиц автопарков освобождены от занимаемых должностей. Учитывая, что в Ташкенте ежедневно на обслуживание пассажиров выходит около 1500 автобусов различных марок, честно говоря становится страшно.

Крепче за баранку держись шофер

Еще одна составляющая проблемы — схема отбора водителей. Сегодня представители "Тошшахартрансхизмат" могут что угодно говорить о ее непогрешимости, но регулярно появляющиеся в социальных сетях фото водителей, которые управляют автобусом практически ногами, хамят пассажирам, курят в салоне и еще много чего, с очевидностью говорят об обратном.

Как нам рассказали в одном из автопарков, сложность в выборе адекватного во всех отношениях водителя заключается еще и в том, что желающих работать в этой профессии не особо много. Это вполне объяснимо — мало кто захочет сутками напролет под палящим солнцем или в морозные дни проводить время за рулем, да еще и за небольшую зарплату.

Одна услада на сердце водителя — деньги, которые можно скрыть от государства, этим как говориться и живут.

При этом сложно оценить психологическую пригодность шофера к работе, в стране где можно купить любую медицинскую справку. Так и попадают на работу водители, хамящие и избивающие пассажиров. И за примерами не надо долго ходить. Пара громких случаев избиений пассажиров еще на слуху, когда водители нападали из-за вполне безобидных вопросов о несоблюдении ими графиков.

Автобус — моя личная собственность

Особенно настораживает и раздражает в поведении водителей уверенность, что раз он сел за руль, то значит он — полноправный владелец автобуса и служит только себе, а не людям. Попробуйте что-то сказать водителю ташкентского общественного транспорта о его резкой манере вождения или простаивании на остановках — познаете все глубины настоящего отборного русского языка. Дай бог если дело обойдется без рукоприкладства.

Эта ситуация осложняется и тем, что водители продолжают, несмотря на запреты, курить в салонах, автобусы становится похожими на какие-то прокуренные вагончики хиппи, включают на весь салон музыку, от которой можно оглохнуть, не говоря уже о неопрятности водителей, отсутствии элементарной единой формы.

Скоростной участок автодороги - Sputnik Узбекистан
Автобус с гражданами Узбекистана опрокинулся на трассе под Самарой

К чести "Тошшахартрансхизмат" стоит сказать, что они пытаются изменить ситуацию, на регулярной основе проводят месячники по повышению культуры обслуживания пассажиров, беседы с шоферами по вопросам чистоты и опрятности носимой одежды, а также вежливого обращения с пассажирами. Но если вдуматься, что за люди идут на работу водителями, если им нужно рассказывать, как одеваться и говорить с людьми? Опят же ответ немного пугает.

Отдельная категория — это водители маршруток. Это самая наглая категория из присутствующих на рынке. Если шоферов государственных автобусов еще можно как-то контролировать, то перевозки маршрутками осуществляются частными компаниями, выигрывающими тендеры. А это значит, что здесь всегда в приоритете зарабатывание денег.

Поэтому и пассажиры с ужасом наблюдают ситуацию, когда в часы пик по утрам и вечерам в 15-местную маршрутку водители умудряются запихивать до 20 и более человек. При этом попробуй скажи им слово — в ответ все тот же отборный русский язык и предложение убираться вон из маршрутки, так как здесь только он хозяин.

Салон автобуса в Ташкенте - Sputnik Узбекистан
Общество
В Ташкенте за год уволили 150 водителей автобусов за ДТП

И все же есть и определенные победы. Так, например, сократились простои транспорта на остановках, а кабины водителей автобусов перестали напоминать бомбейские автобусы со всевозможными украшениями, амулетами и не всегда потребными плакатами. Было изъято самовольно вмонтировано музыкальное оборудование, которое практически превращало автобус в дискотеку на колесах.

Пожалуй, выход из этой ситуации один — пассажиры должны брать инициативу в свои руки и проявлять активную гражданскую позицию. Нарушает водитель — сообщи в хокимият, "Тошшахартрансхизмат", УБДД. И когда-нибудь этот поток жалоб заставит водителей боятся, что любое хамство в отношении пассажира будет наказано.

Лента новостей
0