ТАШКЕНТ, 16 июн — Sputnik. Узбекский эксперт, преподаватель Ташкентского архитектурно-строительного института Равшан Кадыров не сомневается в том, что озеро Сарез, находящееся в горах Памира, представляет сегодня большую опасность для нескольких центрально-азиатских республик, расположенных в низовьях Амударьи.
Как пояснил специалист на встрече с журналистами в посольстве США в Ташкенте, посвященной вопросам реагирования на различные чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, сегодня никто не может до конца рассчитать прочность естественного перекрытия, которое сдерживает порядка 19 миллионов тонн воды Сарезского озера.
"В свое время в горах Памира в 1911 году произошло мощное землетрясение, в результате которого образовалось это высокогорное озеро с пресной водой. Обрушение огромной горной стены перекрыло русло реки, и вода в этом месте стала накапливаться. Хотя есть и такая гипотеза, что наоборот мощный обвал вызвал сильнейшее землетрясение. Еще в царское время топографы проходили по этой зоне, описывали все то невероятное, что здесь видели: очень отвесные стены, глубокое ущелье, куда даже солнце не попадает", — напомнил Равшан Насирович историю образования этого водоема.
Эксперт также добавил, что отголоски того землетрясения были зафиксированы даже за тысячи километров — на Пулковской сейсмической станции, которая находится под Санкт-Петербургом.
"В результате накопления воды в озере она все равно находит какие-то прорехи и фильтруется. Таким образом, в слабых местах завал может быть подмыт изнутри. Тогда перед развалом Советского союза были произведены определенные расчеты, связанные с волной прорыва. Если это произойдет, то естественно образуется селевой поток. А мы все хорошо знаем, что такое сель. Этот поток, уходя вниз, будет набирать скорость и, конечно же, будет расширяться, так как впереди у него равнина", — поясняет Равшан Кадыров.
По его мнению, которое он строит на основе тех же расчетов, от этого пострадают порядка шести миллионов человек. Причем будут уничтожены и затоплены территории Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и Узбекистана.
"Если посмотреть на карту, то можно понять, что, например, Термез, стоящий прямо на берегу реки Амударьи, снесет. Какие еще могут быть последствия этого катаклизма? Скажем, Аму-Бухарский канал, который с помощью насосов качает воду, может быть разрушен селем. А это значит, что огромные массивы земли останутся без воды. В конце концов, этот глинисто-водянистый поток, высотой около метра и насыщенный всяким мусором, дойдет до Арала и Каракалпакии", — добавил эксперт.
Поэтому сегодня МЧС проводит учения по всей этой зоне Узбекистана, которая подвержена возможной катастрофе. Постоянно отрабатываются сценарии эвакуации людей, идет сигнал оповещения.
Но это, как полагает эксперт, всего лишь один вариант разрушения. По другим расчетам, опасность может наступить и из-за обрушения большого оползня, который образовался на правом берегу озера. Если он сорвется в чашу водоема, то естественно образуется волна, которая тоже может разрушить все на своем пути.
"Поэтому за этим оползнем тоже наблюдают. Помимо таджикских коллег, наши МЧСники и "Узгидромет" постоянно там дежурят. Кроме того, налажена связь и система оповещения о ЧС со всеми государствами, кто расположен вниз по цепочке. К тому же проводятся работы по эвакуации в безопасную зону, кто проживает в опасных районах. Когда все это может произойти, и что может случиться, трудно сказать, но мы должны быть готовы", — отметил Кадыров.
По его словам, ранее были разные варианты использования этой воды, однако что бы ни делалось, как минимум нужно прокладывать туда дорогу, а это требует вложения огромных средств. Когда начали прорабатывать эти проекты в конце 1980-х годов, произошло всем известное событие. Естественно, все это так и подвисло.
"Таких проблем типа Сареза у нас сегодня очень много. Решать мы их должны совместно и с точки зрения общечеловеческих позиций. Поэтому это вопросы и гуманитарного, и политического, и общечеловеческого характера. Опасность существует, но что конкретно произойдет, мы не знаем. Кроме математических моделей ничего не существует", — заключил эксперт.