ТАШКЕНТ,18 июля — Sputnik. По словам бывшего заместителя руководителя Министерства гражданской авиации СССР Олега Смирнова постепенное лишение МАК полномочий в России началось в конце 2015 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился передать функции Комитета по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу.
"Необходимо вспомнить, как и почему был создан Комитет. После распада Советского Союза перед странами встал вопрос: что делать дальше? Нужно было обучать и переподготавливать пилотов, делить воздушное пространство, постоянно держать контакт с международными организациями. Подготовку правового поля, выработку федеральных авиационных правил, включая обучение пилотов, инженеров, техников, а также сертификацию самолетов, аэродромов и расследование авиакатастроф взял на себя МАК. Его создание утвердили президенты всех республик. Этот орган давно бы не существовал, если бы не его прочная основа: ратификация всеми республиками", — рассказал авиаэксперт.
По его словам, постепенно необходимость в МАК отпадала: страны справляются с его полномочиями сами.
"Наконец, и до России дошло, что отдельные функции Комитета были абсурдными. МАК сертифицировал самолеты, как западные, так и отечественные, одновременно расследуя катастрофы этих самолетов. Нигде в мире такой практики давно не существует. Тот, кто сертифицирует самолеты, не может расследовать крушения лайнеров".
Парадоксальность ситуации эксперт объяснил тем, что сертификация — очень прибыльная сфера, расчеты в которой преимущественно происходят в валюте.
"Все профессионалы едины во мнении: от того абсурда надо уйти, мы твердили об этом больше 10 лет. Наконец, в прошлом году было принято решение передать функции Комитета по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу", — уточнил бывший замминистра.
Выход из сложившейся ситуации один: создавать орган расследования авиапроисшествий под крылом правительства, уверен эксперт. Этот шаг, по его словам, обеспечит более высокую безопасность полетов.
Ранее СМИ сообщили, что заместитель руководителя правительства РФ Аркадий Дворкович распорядился в июне, чтобы «правительство проработало передачу полномочий МАК СНГ по расследованию авиационных происшествий российским органам». Одновременно предлагается выход России из соглашений о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 1991 года, а также об условиях пребывания МАК на территории России от 1995 года.