В мире

Завод, которого уже нет: столетие ЗИЛа в архивных снимках

Подписаться на
Yandex newsTelegram
100 лет назад в Москве был основан завод АМО, старшему поколению известный более как ЗИС, а россиянам помоложе – как ЗИЛ.

ТАШКЕНТ, 2 авг — Sputnik. 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще (ныне Южный округ столицы) Автомобильное Московское Общество провело церемонию закладки первого в России автозавода, так и названного АМО. Через одиннадцать месяцев из цехов должны были выйти не менее 150 машин — лицензионных грузовиков FIAT 15.

Октябрьская революция внесла свои коррективы, и в августе 1918 года на основании декрета Совета Народных Комиссаров всё имущество АМО объявлено достоянием Республики.

Первый советский грузовик — полуторатонный АМО-Ф-15 — собрали в ночь на 1 ноября 1924 года. А в праздничный день 7 ноября колонна уже из десяти машин прошла по Красной площади. Успешный испытательный пробег по дорогам среднерусской полосы позволил запустить модель в серию.

В 1927 руководителем ГАЗ-1 — Первого Государственного автомобильного завода — бывшего АМО — назначен Иван Лихачев. Вклад "красного директора", как его называли, в развитие не только этого предприятия, но и всей советской автопромышленности, трудно переоценить. Именно он предложил полностью реконструировать производство и перейти к выпуску совершенно нового грузового автомобиля.

Сто лет заводу, которого уже нет. ЗИЛ в архивных кадрах - Sputnik Узбекистан
Видео
История великого завода: ЗИЛ в архивных кадрах

В 1934 после существенной модернизации с первого в СССР конвейера сошел ЗИС-5. К этому времени завод уже носил имя Сталина.

История советских лимузинов началась в январе 1937 года с ЗИС-101. Инженеры не стали бездумно копировать взятый за основу "Бьюик", а представили собственный проект.

15 октября 1941 года, когда столица оказалась под угрозой захвата фашистскими войсками, завод по частям эвакуировали в восточные районы. Так появились Ульяновский и Уральский автозаводы, Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский агрегатный.

В июне 1942 производство в московских цехах возрождается. За годы войны выпущено около 100 тысяч грузовиков, тягачей и санитарных машин. Четырехтонный ЗИС-6 стал первым автомобилем-носителем ракетной установки залпового огня — легендарной "Катюши".

В сентябре того же года предприятие получило неожиданное задание: руководство страны пожелало иметь новый лимузин высшего класса. А прототипом должен служить престижный американский "Паккард". Так решил сам Сталин. ЗИС-110 соответствовал лучшим мировым образцам и производил впечатление монументальной солидности. Что и требовалось заказчику.

С 1947 завод выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. Востребованный во многих областях народного хозяйства, через десять лет он исчерпал свои возможности. Не помогли даже многочисленные модернизации.

Поэтому в 1963 году предприятие, которое было переименовано в "Завод имени Лихачева", перешло на выпуск грузовика следующего поколения — ЗИЛ-130.
Заводские конструкторы вели разработки и перспективных бескапотных машин. Созданный их усилиями ЗИЛ-170 даже прошел испытания, но по распоряжению Совета Министров всю документацию пришлось передать КАМАЗу.

Новая эпоха в советском лимузиностроении началась с приходом к власти Леонида Брежнева. ЗИЛ-114 имел в длину шесть и три десятых метра, фантастическую плавность хода, а двигатель в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире.

В 1976 году предприятие попадает в "ловушку". Прежняя гордость завода — ЗИЛ-130 — безнадежно устарел. Разработка новых моделей потребовала вложения немалых средств. Разрыв многолетних связей после распада Советского Союза усугубил тяжелое финансовое положение некогда ведущего автозавода. Денег на реанимирование производства не хватило даже после приватизации. Малотоннажный ЗИЛ-5301 по прозвищу "Бычок" ситуацию не спас. Не принесли ожидаемых успехов и попытки сотрудничества с иностранными фирмами. Кредиты, выделенные государством, выручить ЗИЛ тоже не смогли. Стало очевидным, что "оживить" автомобильный гигант, который с 1924 по 2009 годы произвёл 7 миллионов 870 тысяч 89 грузовых автомобилей, 12 тысяч 148 легковых и 39 тысяч 536 автобусов, не представляется возможным.

АМО — ГАЗ-1 — ЗИС — ЗИЛ канули в историю.

Сегодня на территории бывшей Тюфелевой рощи — бывшего завода имени Лихачева московскими властями реализуется комплексный проект технопарка. В настоящее время ему нет равных ни в России, ни в мире.

© РИА Новости / Перейти в фотобанк2 августа 1916 года в Тюфелевой роще (ныне Южный округ столицы) Автомобильное Московское Общество провело церемонию закладки первого в России автозавода, так и названного АМО.
Сборка моторов в одном из цехов московского завода АМО - Sputnik Узбекистан
1/30
2 августа 1916 года в Тюфелевой роще (ныне Южный округ столицы) Автомобильное Московское Общество провело церемонию закладки первого в России автозавода, так и названного АМО.
© РИА Новости / Перейти в фотобанкОктябрьская революция внесла свои коррективы, и в августе 1918 года на основании декрета Совета Народных Комиссаров всё имущество АМО объявлено достоянием Республики.
АМО-Ф-15 - Sputnik Узбекистан
2/30
Октябрьская революция внесла свои коррективы, и в августе 1918 года на основании декрета Совета Народных Комиссаров всё имущество АМО объявлено достоянием Республики.
© Sputnik / Рунов / Перейти в фотобанкПервый советский грузовик - полуторатонный АМО-Ф-15 - собрали в ночь на 1 ноября 1924 года. А в праздничный день 7 ноября колонна уже из десяти машин прошла по Красной площади. Успешный испытательный пробег по дорогам среднерусской полосы позволил запустить модель в серию.
Первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15, выпущенный в 1924 году - Sputnik Узбекистан
3/30
Первый советский грузовик - полуторатонный АМО-Ф-15 - собрали в ночь на 1 ноября 1924 года. А в праздничный день 7 ноября колонна уже из десяти машин прошла по Красной площади. Успешный испытательный пробег по дорогам среднерусской полосы позволил запустить модель в серию.
© Sputnik / Ю. Андрианов / Перейти в фотобанкВ 1927 руководителем ГАЗ-1 - Первого Государственного автомобильного завода - бывшего АМО - назначен Иван Лихачев. Вклад "красного директора", как его называли, в развитие не только этого предприятия, но и всей советской автопромышленности, трудно переоценить. Именно он предложил полностью реконструировать производство и перейти к выпуску совершенно нового грузового автомобиля.
Директор Московского автозавода Иван Лихачев - Sputnik Узбекистан
4/30
В 1927 руководителем ГАЗ-1 - Первого Государственного автомобильного завода - бывшего АМО - назначен Иван Лихачев. Вклад "красного директора", как его называли, в развитие не только этого предприятия, но и всей советской автопромышленности, трудно переоценить. Именно он предложил полностью реконструировать производство и перейти к выпуску совершенно нового грузового автомобиля.
© Sputnik / Облезов / Перейти в фотобанкВ 1934 после существенной модернизации с первого в СССР конвейера сошел ЗИС-5. К этому времени завод уже носил имя Сталина.
Проходная Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева - Sputnik Узбекистан
5/30
В 1934 после существенной модернизации с первого в СССР конвейера сошел ЗИС-5. К этому времени завод уже носил имя Сталина.
© Sputnik / Иван Шагин / Перейти в фотобанкВ июне 1942 производство в московских цехах возрождается. За годы войны выпущено около 100 тысяч грузовиков, тягачей и санитарных машин. Четырехтонный ЗИС-6 стал первым автомобилем-носителем ракетной установки залпового огня — легендарной "Катюши".
Автомобили ЗИС-110 в цехе легковых автомобилей на Московском автомобильном заводе имени И. А. Лихачева - Sputnik Узбекистан
6/30
В июне 1942 производство в московских цехах возрождается. За годы войны выпущено около 100 тысяч грузовиков, тягачей и санитарных машин. Четырехтонный ЗИС-6 стал первым автомобилем-носителем ракетной установки залпового огня — легендарной "Катюши".
© Sputnik / Иван Шагин / Перейти в фотобанкС 1947 завод выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. Востребованный во многих областях народного хозяйства, через десять лет он исчерпал свои возможности. Не помогли даже многочисленные модернизации.
Первый конвейер легковых автомашин ЗИС-101 на заводе имени Лихачева - Sputnik Узбекистан
7/30
С 1947 завод выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. Востребованный во многих областях народного хозяйства, через десять лет он исчерпал свои возможности. Не помогли даже многочисленные модернизации.
© Sputnik / М. Болдырев / Перейти в фотобанкТелескопическая вышка ТВ-26 на шасси ЗИЛ-433440.
Телескопическая вышка ТВ-26 на шасси ЗИЛ-433440 - Sputnik Узбекистан
8/30
Телескопическая вышка ТВ-26 на шасси ЗИЛ-433440.
© Sputnik / Валерий Шустов / Перейти в фотобанкМосквичи приветствуют президента Индии доктора Сарвепалли Радхакришнана, прибывшего с официальным визитом в СССР.
Москвичи приветствуют президента Индии доктора Сарвепалли Радхакришнана - Sputnik Узбекистан
9/30
Москвичи приветствуют президента Индии доктора Сарвепалли Радхакришнана, прибывшего с официальным визитом в СССР.
© Sputnik / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанкАвтомобиль ЗИС на фоне мечети Калян в Бухаре.
Автомобиль ЗИС на фоне мечети Калян в Бухаре - Sputnik Узбекистан
10/30
Автомобиль ЗИС на фоне мечети Калян в Бухаре.
© Sputnik / Михаил Кухтарев / Перейти в фотобанкШофер Саид Файзи-Бад рядом со своим автомобилем ЗИЛ.
Шофер Саид Файзи-Бад - Sputnik Узбекистан
11/30
Шофер Саид Файзи-Бад рядом со своим автомобилем ЗИЛ.
© Sputnik / Петрухин / Перейти в фотобанкВ 1976 году предприятие попадает в "ловушку". Прежняя гордость завода — ЗИЛ-130 — безнадежно устарел. Разработка новых моделей потребовала вложения немалых средств. Разрыв многолетних связей после распада Советского Союза усугубил тяжелое финансовое положение некогда ведущего автозавода.
Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева - Sputnik Узбекистан
12/30
В 1976 году предприятие попадает в "ловушку". Прежняя гордость завода — ЗИЛ-130 — безнадежно устарел. Разработка новых моделей потребовала вложения немалых средств. Разрыв многолетних связей после распада Советского Союза усугубил тяжелое финансовое положение некогда ведущего автозавода.
© Sputnik / Ю. Андрианов / Перейти в фотобанкДенег на реанимирование производства не хватило даже после приватизации. Малотоннажный ЗИЛ-5301 по прозвищу "Бычок" ситуацию не спас. Не принесли ожидаемых успехов и попытки сотрудничества с иностранными фирмами. Кредиты, выделенные государством, выручить ЗИЛ тоже не смогли.
Автомобиль-тягач ЗИЛ-130В1 - Sputnik Узбекистан
13/30
Денег на реанимирование производства не хватило даже после приватизации. Малотоннажный ЗИЛ-5301 по прозвищу "Бычок" ситуацию не спас. Не принесли ожидаемых успехов и попытки сотрудничества с иностранными фирмами. Кредиты, выделенные государством, выручить ЗИЛ тоже не смогли.
© Sputnik / Ю. Андрианов / Перейти в фотобанкСтало очевидным, что "оживить" автомобильный гигант, который с 1924 по 2009 годы произвёл 7 миллионов 870 тысяч 89 грузовых автомобилей, 12 тысяч 148 легковых и 39 тысяч 536 автобусов, не представляется возможным.
Автомобиль-тягач ЗИЛ-130Г - Sputnik Узбекистан
14/30
Стало очевидным, что "оживить" автомобильный гигант, который с 1924 по 2009 годы произвёл 7 миллионов 870 тысяч 89 грузовых автомобилей, 12 тысяч 148 легковых и 39 тысяч 536 автобусов, не представляется возможным.
© Sputnik / Владимиров / Перейти в фотобанкАМО — ГАЗ-1 — ЗИС — ЗИЛ канули в историю.
Армейский грузовик ЗИЛ-131 - Sputnik Узбекистан
15/30
АМО — ГАЗ-1 — ЗИС — ЗИЛ канули в историю.
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкМикроавтобус ЗИЛ-118К "Юность" на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
Микроавтобус ЗИЛ-118К Юность на выставке Гараж особого назначения - Sputnik Узбекистан
16/30
Микроавтобус ЗИЛ-118К "Юность" на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
© Sputnik / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПередвижная дефектоскопная лаборатория на базе автомобиля ЗИЛ, способная передвигаться по рельсам и бездорожью,во время динамического показа железнодорожной техники и автомобильной техники в рамках празднования 175-летия ОАО "Российские железные дороги" в Щербинке.
Передвижная дефектоскопная лаборатория на базе автомобиля ЗИЛ - Sputnik Узбекистан
17/30
Передвижная дефектоскопная лаборатория на базе автомобиля ЗИЛ, способная передвигаться по рельсам и бездорожью,во время динамического показа железнодорожной техники и автомобильной техники в рамках празднования 175-летия ОАО "Российские железные дороги" в Щербинке.
© Sputnik / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанкГрузовой тягач "АМО-ЗИЛ". Международная выставка "Автосалон-95"
Грузовой тягач АМО-ЗИЛ. Международная выставка Автосалон-95 - Sputnik Узбекистан
18/30
Грузовой тягач "АМО-ЗИЛ". Международная выставка "Автосалон-95"
© Sputnik / Игорь Михалев / Перейти в фотобанкПервый кругосветный автопробег по Европе, Азии и Северной Америке на автомобилях АМО "ЗИЛ". Экспедиция стартовала 16 февраля 2000 года с Манежной площади от "нулевого километра автодорог Российской Федерации". Организатор пробега – клуб "Приключение". Капитан команды - Стефания Дзини (Италия).
Кругосветный автопробег на автомобилях АМО ЗИЛ - Sputnik Узбекистан
19/30
Первый кругосветный автопробег по Европе, Азии и Северной Америке на автомобилях АМО "ЗИЛ". Экспедиция стартовала 16 февраля 2000 года с Манежной площади от "нулевого километра автодорог Российской Федерации". Организатор пробега – клуб "Приключение". Капитан команды - Стефания Дзини (Италия).
© Sputnik / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанкСегодня на территории бывшей Тюфелевой рощи — бывшего завода имени Лихачева московскими властями реализуется комплексный проект технопарка. В настоящее время ему нет равных ни в России, ни в мире.
Парад автомобилей на празднике Дня города Москвы - Sputnik Узбекистан
20/30
Сегодня на территории бывшей Тюфелевой рощи — бывшего завода имени Лихачева московскими властями реализуется комплексный проект технопарка. В настоящее время ему нет равных ни в России, ни в мире.
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкФрагмент автомобиля ЗИЛ-111А на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Узбекистан
21/30
Фрагмент автомобиля ЗИЛ-111А на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкАвтомобиль ЗИЛ-111В на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Узбекистан
22/30
Автомобиль ЗИЛ-111В на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкАвтомобиль ЗИЛ-41051 на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Узбекистан
23/30
Автомобиль ЗИЛ-41051 на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкАвтомобиль ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Узбекистан
24/30
Автомобиль ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкАвтомобиль ЗИЛ-117В на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Узбекистан
25/30
Автомобиль ЗИЛ-117В на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкВ 1942 году руководство страны пожелало иметь новый лимузин высшего класса. А прототипом должен служить престижный американский "Паккард". ЗИС-110 соответствовал лучшим мировым образцам и производил впечатление монументальной солидности.
Производство лимузинов на АМО ЗиЛ - Sputnik Узбекистан
26/30
В 1942 году руководство страны пожелало иметь новый лимузин высшего класса. А прототипом должен служить престижный американский "Паккард". ЗИС-110 соответствовал лучшим мировым образцам и производил впечатление монументальной солидности.
© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкНовая эпоха в советском лимузиностроении началась с приходом к власти Леонида Брежнева. ЗИЛ-114 имел в длину шесть и три десятых метра, фантастическую плавность хода, а двигатель в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире.
Производство лимузинов на АМО ЗиЛ - Sputnik Узбекистан
27/30
Новая эпоха в советском лимузиностроении началась с приходом к власти Леонида Брежнева. ЗИЛ-114 имел в длину шесть и три десятых метра, фантастическую плавность хода, а двигатель в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире.
© Sputnik / Олег Ласточкин / Перейти в фотобанкСалон автомобиля ЗИЛ-4104. Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева (ныне Открытое акционерное московское общество "Завод имени И. А. Лихачева").
Салон автомобиля ЗИЛ-4104. Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева - Sputnik Узбекистан
28/30
Салон автомобиля ЗИЛ-4104. Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева (ныне Открытое акционерное московское общество "Завод имени И. А. Лихачева").
© Sputnik / Олег Ласточкин / Перейти в фотобанкПриборная доска автомобиля ЗИЛ-4104. Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева (ныне Открытое акционерное московское общество "Завод имени И. А. Лихачева").
Приборная доска автомобиля ЗИЛ-4104. Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева - Sputnik Узбекистан
29/30
Приборная доска автомобиля ЗИЛ-4104. Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева (ныне Открытое акционерное московское общество "Завод имени И. А. Лихачева").
© Sputnik / Александр Вильф / Перейти в фотобанкАвтомобиль министра обороны РФ на репетиции военного парада, посвященного 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади в Москве.
Автомобиль министра обороны РФ - Sputnik Узбекистан
30/30
Автомобиль министра обороны РФ на репетиции военного парада, посвященного 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади в Москве.
Лента новостей
0