ТАШКЕНТ, 3 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Путешественник Федор Конюхов вернулся в Москву после успешного завершения кругосветного перелета на воздушном шаре. Более одиннадцати дней он не спал, не ел и не пил, чтобы установить рекорд.
Конюхов признался, что получил большое удовольствие, управляя таким массивным шаром (15 тысяч кубометров газа). Это и опасно, и страшно, и тяжело, но приятно, признался путешественник.
"За 11 дней и почти 6 часов полета я не спал, не пил и ничего не ел, кроме небольшого кусочка печенья. Взял с собой два ящика продуктов, но их пришлось выбросить в океан, потому что они замерзли. Воды не было ни капли, — рассказал Федор Конюхов. — Я захватил плеер, чтобы слушать Вику Цыганову и Высоцкого, но все приборы замерзли".
Кроме того, путешественник взял с собой крест, который был изготовлен специально для этого полета. В нем находились 46 мощей православных святых.
"Когда летел, я молил Господа и сам себе говорил, что нельзя падать. Если я упаду, земля не обеднеет, но мощами нельзя разбрасываться", — пошутил Конюхов.
По его словам, на высоте полета воздушного шара "температуры, как и в космосе, нет". Приборы показывали, что за бортом температура минус 50 градусов, однако, выгляни наружу на солнечную сторону, и лицо обгорало.
Конюхов пересек Австралию, Тихий океан, Южную Америку, Атлантический океан, миновал Мыс Доброй Надежды, преодолел Индийский океан и финишировал в Австралии.
Подобное путешествие до Конюхова удалось совершить лишь дважды. Швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс в 1999 году пролетели 40 тысяч километров из Швейцарии в Египет примерно за 19 дней и 22 часа, а американец Стив Фоссетт в 2002 году преодолел маршрут, которому следовал Конюхов, за 13 дней и 8 часов.
На волосок от смерти
По словам путешественника, подготовка к полету заняла два года. В Австралии пришлось заново сдавать экзамены для того, чтобы получить разрешение на полет.
Полет вокруг земного шара — эксперимент, и Конюхов изначально понимал, что все нельзя предусмотреть. Многое было для путешественника в первый раз: он никогда не летал на шаре с гелием.
"Впервые увидел шар непосредственно перед стартом, управлять им не умел. Всему пришлось учиться по ходу. Сначала были одни эмоции. Думал: "Ничего себе махина". Раньше летал на водородном и обычном тепловом шаре — в уме этот опыт пытался совместить. Некому было научить, рассказать, да и практики не было. Сразу пришлось лететь. Причем сам шар был экспериментальным, — объяснил Конюхов. — Именно поэтому никто не соглашался мне указывать путь, кроме моего сына. Все понимали, какой это риск".
Путешественник признался, что одним из самых сложных этапов путешествия оказался полет над Индийским океаном.
Когда путешественнику пришлось подняться на высоту 11 тысяч километров, от давления взорвался один из баллонов, печка отказала. Конюхов считает, что ему повезло, потому что произошло это днем, когда печка не работала. Иначе произошел бы большой взрыв, и он бы погиб.
"Это был баллон для обогрева печки. Температура начала стремительно падать. Мне посоветовали опуститься ниже, но я понимал, что это не выход. У меня был еще чистый пропан на маленьких, пилотных горелках, и я начал потихоньку брать газ оттуда. Так я продержался", — рассказал Конюхов.
Путешественник уточнил, что на воздушном шаре можно регулировать только высоту. Скорость передвижения зависит от скорости ветра, которая на разной высоте разная. Сын Федора Конюхова с земли подсказывал ему, на какую высоту необходимо опуститься.
"Когда приближался к Австралии, была высока вероятность того, что я промахнусь. Посадка в австралийской пустыне была сложная, однако в итоге получилось сесть на тот же аэродром, с которого был старт, несмотря на сильный ветер", — подчеркнул он.
Конюхов и Боинги
Пилот рассказал, что во время полета находился в постоянной связи с авиадиспетчерами, потому что он шел через крупные аэропорты Австралии, Чили, Аргентины и других стран.
Переговоры с диспетчерами записаны на "черном ящике". В настоящее время проходит расшифровка этих данным. Помимо переговоров там хранится информация о температуре, скорости, высоте полета и работе горелок. Специалисты с нетерпением ждут результатов, чтобы уточнить рекорды этого полета.