ТАШКЕНТ, 4 авг — Sputnik, Рамелла Ибрагимхалилова. Стремление к счастью и благополучию заложено в каждом человеке. Но все люди разные, и потому каждый выбирает свой путь к счастью. Но оно — понятие относительное. А вот несчастливы все одинаково. И поскольку женщины являются слабой половиной человечества, то чаще всего именно они страдают больше всех в этом бренном мире, где прав сильнейший. Одинокая женщина нередко становится объектом посягательств и унижения. Сегодня наш рассказ — о судьбе одной узбекской девушки, которая в свои 24 года пережила немало потрясений и ныне оказалась в Баку.
С гражданкой Узбекистана Салахатдиновой Махфузой Саибхан кызы я познакомилась в убежище общественного объединения "Чистый мир", которым руководит правозащитник Мехрибан Зейналова. Девушка была без настроения и рассеянно нажимала на кнопки своего мобильного телефона, когда я вошла в комнату.
Тем не менее, Махфуза сразу согласилась рассказать свою историю специально Рамелле Ибрагимхалиловой для Sputnik Азербайджан.
Выбирать было не из чего
"Я родилась в узбекском городе Андижан. Коротко меня называют Майей. С 16 лет я работаю и помогаю материально своей семье. Шесть лет назад мой отец заболел и утратил трудоспособность, а поскольку в семье одни девочки, то забота о родных пала на меня. Моя старшая сестра замужем, но у нас в Узбекистане замужние женщины, как правило, сидят дома и не работают. Мать не могла работать, ей надо было ухаживать за отцом. В 16 лет я поступила в Ташкентский профессиональный колледж туризма и бизнеса. Однажд руководство сообщило нам, что есть возможность работы за границей по линии государства, одновременно можно было учиться, и я заинтересовалась. Я сообщила отцу об этом и сказала, что у нас все равно нет выбора. Он согласился отпустить меня. Я уже побывала в Корее, России и Турции", — рассказывает Майя.
Майя любит фотографировать, но поскольку в этой области она работу пока не нашла, то пришлось подрабатывать продавцом за границей. В последний раз Майя жила и работала в Москве на рынке "Смешные цены" на улице Авиамоторной — вместе с азербайджанцами продавала обувь.
"Приехала я в Москву в октябре 2015 года. Работу находила по объявлениям в газетах, я не боюсь работать, потому что на мне забота на семье. Я работала и посылала деньги домой. Мне многое пришлось пережить, вы сами знаете, как мужчины относятся к одиноким девушкам. Часто хотят обидеть, воспользоваться или обмануть. Но я, к счастью, занималась спортом и поэтому иногда могу за себя постоять", — говорит она.
Работа на заправке
В Москве Майя жила на квартире с девушкой из Кыргызстана. Как-то она предложила Майе работу в Махачкале, уверяя, что там работает ее тетя и что Майя сможет хорошо заработать.
"Я очень доверяла ей и поэтому в ноябре поехала в Махачкалу. Там меня встретила тетя подруги, у которой я осталась переночевать. Утром я поговорила с работодателем и попросила, чтобы она помогла мне с регистрацией. Я стараюсь никогда не нарушать законы чужой страны. Женщина сказала, что все сделает сама и забрала мои документы. Три месяца я работала и не получала своих денег. Мне сказали, что я буду продавать одежду, но вместо этого заставили сбывать хлеб на рынке. Никогда не занималась этим, поэтому у меня плохо получалось. Женщина часто злилась на меня из-за того, что я не могу продавать хлеб.
Она передала меня своей подруге Марии — владелице автомойки в Махачкале и даже не заплатила денег. На мойке меня заставили мыть машины почти 24 часа в сутки. Я практически не отдыхала. За свою работу я не получала ни копейки. Там работали и другие молодые люди. Правда, они не приставали ко мне, но меня заставляли зимой мыть машины холодной водой ", — вспоминает Майя.
Как-то Махфуза позвонила домой. Ситуация там была тяжелой. Родители не сказали об этом Майе, чтобы она не переживала. Но младшая сестра поведала, что вот уже десять дней как в доме нет еды, а у отца закончились лекарства.
Майе стало плохо. Она пошла к Марии и сказала ей: "Прошу всего лишь сто долларов. Я отправлю домой, отец у меня болен. У них нет еды". Владелица автомойки сказала, что вечером поговорит с ней на эту тему, но через некоторое время Майя вновь попросила у Марии деньги.
Вечером Мария вызвала к себе одного из работников, и они вдвоем избили узбечку. "Меня избили так, что разорвали рот, отбили почки. Я была вся в крови — это произошло в декабре. На мойке работал парень по имени Магомед, он был очень хорошим. Он сказал мне, что Мария просто так меня не отпустит и поэтому я должна бежать отсюда. Магомед обещал помочь вернуть мне мои документы", — рассказывает Майя.
Побег и "муж"
Майя не стала медлить и в чем была, без верхней одежды, бежала от владелицы автомойки. Она даже не обратилась за помощью в больницу, поскольку ее предупредили, что у Марии руки длинные и она достанет ее везде, если та пожалуется. К тому же и документов у Майи нет, поэтому ее пребывание на территории Дагестана автоматически считается нелегальным.
Майя встала на обочине и начала голосовать, но машины проезжали мимо. Остановился только один автобус, шедший в Касумкентский район. В автобусе кондуктором работал узбек и он познакомился с Майей.
"Я рассказала ему обо всем, что со мной произошло. Он обещал, что поможет мне. Тогда я взяла с него слово: "Брат, у тебя есть сестра?" "Да, у меня две сестры",- ответил он. "Я буду твоей третьей сестрой. Смотри на меня, как на сестру, а не иначе. Потому что я уже сыта всем по горло и не хочу никаких приключений. Я девственница и дала отцу слово, что не опозорю его. Я приехала работать", — рассказывает девушка.
"Кондуктор успокоил меня, и я поверила. Он привел меня в свое жилье возле заправки — это было большое помещение. Я разделила комнату занавеской и два дня мы жили спокойно. На третий день он потерял телефон и попросил меня позвонить, чтобы найти аппарат. Я нашла его телефон под диваном и когда взглянула на экран, то увидела, что он сохранил мой номер под контактом "жена". Тогда впервые в меня закралось подозрение.
Вечером он говорил со своим другом, а я подслушала их разговор:
— Жена твоя рядом?
— Да, рядом.
— Как ее зовут?
— Майя.
Тогда я поняла его планы. Чуть позже он пришел домой подвыпивший. От него несло пивом, я знаю этот запах. И в ту ночь я не смогла заснуть от страха. Было три часа ночи, когда он подошел ко мне в трусах и сорвал с меня одеяло. Я знала, что он хочет овладеть мною и была готова ко всему страшному.
Но я вскочила с постели и ударила его. Он упал, и я стала бить его. Потом связала простыней ему руки и ноги. Я плакала, мне было обидно. Я обыскала его карманы и нашла там тысячу рублей. Сказала, что забираю деньги, потому что он обидел меня и ушла. Заперла его внутри, связанного, а ключи бросила в туалет. Все это произошло 5 января 2016 года", — рассказала Майя.
На пути к волшебному дереву
Девушка уехала в Москву. Магомед и его невеста Муслимат помогли ей вернуть документы. В Москве Майя узнала, что сломала своему соотечественнику руку, но в полиции ей заявили, что не станут возбуждать уголовное дело, потому что она оборонялась.
В Москве Майя немного пришла в себя, подлечилась, но врачи сообщили, что у нее на голове гематома и поскольку сердце у девушки слабое, она может не перенести операцию. Они посоветовали ей сменить климат — может быть, тогда все изменится.
Майя устроилась на работу на рынок "Смешные цены". Там она познакомилась с азербайджанкой Гюнель, которая рассказала, что на ее родине — в Нахчыване — есть священное для местных жителей место, где растет волшебное дерево. Надо сесть под ним и загадать желание. С дерева падают капли. Если капля попадет на голову, то желание сбудется. Девушка решила ехать в Азербайджан, потому что желаний у нее было много…
"Я прибыла в аэропорт Гейдар Алиев 25 июля, но оказалось, что билеты на ближайший рейс в Нахчыван уже проданы и следующий рейс будет только через сутки. Все это время мне нужно было где-то провести. И тут ко мне подсел молодой человек. Выяснилось, что он из Нахчывана, но работает в Баку. Оказалось, что у него есть билет на ближайший рейс и он готов уступить его мне. Я купила у него билет и вылетела в Нахчыван. По прибытии села в автобус. Я была очень голодна и поэтому, как только увидела на краю дороге кафе, попросила водителя остановить автобус", — продолжила свою историю Махфуза.
Майя зашла в кафе, заказала еду. Официантка не принесла сахарный песок, а Майя не может пить чай без него. Она встала из-за стола, подошла к стойке бара и попросила сахар.
А когда вернулась, то обнаружила, что из ее сумки пропали фотокамера, деньги и банковская карта. К счастью, документы Майя спрятала в заднем кармане своих брюк, так что они не были украдены.
Вскоре на место происшествия вызвали полицию. Стражи порядка были сильно озадачены, когда узнали, что жертвой кражи стала иностранная гражданка. К такой категории дел, как известно, в полиции относятся с особым вниманием, потому как правоохранители не хотят, чтобы у иностранных граждан оставались об Азербайджане неприятные впечатления.
Пока полицейские разбирались на месте, Майе стало плохо, и она потеряла сознание. Девушку отвезли в больницу, врачи осмотрели ее и сообщили полицейским, что обнаружили заболевание мозга.
"Ей нельзя здесь оставаться. У вас будут проблемы", — сказали врачи полицейским. И Майя невольно подслушала этот разговор.
В ожидании…
До волшебного дерева Майя так и не добралась. После того как девушку привели в чувство, полицейские купили ей билет до Баку и посоветовали, обратиться в посольство Узбекистана в Баку, потому что надо где-то устроиться, пока кража не будет раскрыта.
"Сотрудники узбекского посольства направили меня сюда и так я оказалась в убежище "Чистого мира". Можно я еще кое-что добавлю? Хочу выразить благодарность азербайджанским полицейским. Они были очень добры ко мне. В аэропорту я пробыла один день и все это время стражи порядка не оставляли меня без внимания. Они приносили мне чай, угощали сладостями и предлагали помощь. Я просто восхищена этим", — отметила Майя.
У девушки была еще одна просьба. Она робко попросила меня исполнить ее. В Москве Майя познакомилась на рынке с юношей из Нахчывана по имени Умид Асадов, ему 21 год. Они сразу испытали взаимные чувства друг к другу. Асадов даже познакомился по телефону с родителями Майи и те одобрили ее выбор. Они общались два года, но потом Умид вдруг пропал. На самом деле он приехал в Азербайджан и, по сведениям девушки, находится в Баку. Знакомые Асадова сообщили, что юноша сошел с ума. Но Майя не верит в это и, возможно, в Азербайджан девушку привела именно любовь к Умиду.
Со своей стороны, мы обращаемся к Умиду Асадову: "Если ты прочтешь эту статью, то знай, что Майя очень хочет тебя видеть".
Р.S.: Скоро Майе купят билет до Ташкента, и она вернется к своей семье.