ТАШКЕНТ, 18 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Сокращение торгового оборота России и Казахстана, двух ключевых стран ЕАЭС, вызывает тревогу, однако эксперты с оптимизмом смотрят на будущее интеграционного объединения. А принятие Таможенного кодекса Союза, вероятно, сможет в корне изменить ситуацию.
Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, профессор Леонид Вардомский в ходе видеомоста Москва — Астана обратил внимание на резкое падение импорта и экспорта России и Казахстана.
"По итогам года экспорт в Казахстан сократился на 40%, а импорт в Россию — на 30%, что не может не тревожить. Кроме того, экономики двух стран сырьевые, однотипные. Нам нечего друг другу поставлять. Мы же не будем друг другу нефть продавать. Граница проницаема для товаров и инвестиций, но этого недостаточно", — заявил экономист.
"Соглашения есть, но они не дают результатов. Если бы был инвестиционный потенциал, он бы уже проявился, несмотря на экономический кризис, санкции и низкие цены на нефть. Одним открытием рынков ничего не добьешься. Необходимо усиливать взаимные инвестиции", — сказал он.
Свои интересы превыше всего?
Накануне на заседании глав правительств стран ЕАЭС обсуждались вопросы экономической интеграции, в том числе окончательные сроки принятия Таможенного кодекса Союза.
Вардомский считает, что новый вариант кодекса, работа над которым ведется с 2009 года, в целом отражает современные реалии и облегчит таможенное управление. Этот вариант документа содержит меньше отсылок к национальному таможенному законодательству и сделает таможенную систему прозрачнее и понятнее.
"Проблема в том, что отраслевые ведомства двух стран не верят в возможности ЕАЭС, и это отражается в национальных стратегических документах, которые не отражают интеграционных процессов. Большинство документов носят национальный характер. Евразийская комиссия должна уделять больше внимания анализу документов, чтобы ускорить формирование новой экономики на евразийском пространстве", — считает Вардомский.
Советский потенциал
Экономист подчеркнул, что пока интеграционные проекты в рамках ЕАЭС базируются на "советском потенциале" и это сдерживает развитие объединения.
"Общие предприятия создаются и будут продолжать создаваться. А вдруг Казахстан и Беларусь захотят развивать однотипные производства? Что делать в такой ситуации? Кому отдать приоритет? Необходимо сформировать рынок интеграционных идей и искать выходы из подобных ситуаций", — отметил Вардомский.
"Кончено, в приоритете национальные проекты, но мы поставили задачу интеграции в рамках постсоветского пространства, и мы делаем для этого все возможное. Давайте решать как внутренние, так и внешние проблемы. На товарообороте двух стран сказались, прежде всего, общие экономическое проблемы: санкции и цены на нефть. Но ЕАЭС жив и, более того, у него хорошие перспективы для дальнейшего развития", — считает Гусев.
С ним согласен заведующий кафедрой юридического факультета Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Жумабек Бусурманов. Он уверен, что единый Таможенный кодекс ЕАЭС сможет решить многие вопросы и существенно упростит торговлю между странами.
"Работы предстоит еще много. Идеологическая составляющая изначально не была достаточно обеспечена. Раз мы создаем единое экономическое пространство, должно быть и единое образовательное, идеологическое пространство. Необходимо этим заниматься", — сказал Бусурманов.
По его мнению, уже сейчас результаты ЕАЭС впечатляют: на данный момент создано шесть тысяч казахстанско-российских предприятий, и скоро они принесут ощутимые результаты в денежном выражении.