Геворг Мирзаян, политолог, доцент финансового университета при правительстве РФ — для Sputnik
Ряд аналитиков относятся к Содружеству независимых государств как к некоему зомби — то есть как к трупу, по какой-то нелепой случайности иногда шевелящему конечностями. Многое говорится о неэффективности организации, о ее неадекватности и несоответствии нынешнему времени.
"Совместная работа, связки, скрепы очень слабые. Мы принимали огромное количество документов, которые никто не выполнял", — заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Отчасти критика, безусловно, оправданна. СНГ очень сложно назвать интеграционной структурой и даже клубом по интересам. Слишком уж разные интересы у стран-участниц, даже несмотря на то, что самые радикальные из них либо формально (Грузия), либо де-факто (Украина) отказались от работы в организации.
Неудивительно, что ценность этого объединения в глазах лидеров постсоветского государства невелика — даже на юбилейный саммит из 11 глав государств приехали лишь семь.
Однако нужно понимать, что нынешние проблемы в работе СНГ связаны с неправильным пониманием роли этой организации в постсоветском регионе.
Содружество создавалось не для интеграции, а для мирного развода. Целью структуры было сохранить экономические связи между объединяющимися республиками, а также наладить политическое сотрудничество в новых реалиях. С этими задачами Содружество справилось.
"В период масштабных геополитических перемен СНГ помогло странам постсоветского пространства сохранить тесные дружеские связи, несмотря на ряд проблем", — подчеркнул Владимир Путин.
Сейчас же Содружество стало своего рода заложником запроса на интеграцию, возникшего в странах постсоветского пространства реализовать этот запрос СНГ не может.
Место для "поговорить"
Сегодня Москва, не отказавшаяся от идеи консолидации постсоветского пространства, делает это на базе евразийской, а не эсэнгэшной платформы.
Преимущества первой очевидны. Так, "родственников" по бывшему СССР выбрать было невозможно — если бы Москва решила углублять интеграцию в рамках СНГ, то пришлось бы мириться с саботажем отдельных стран, не готовых к интеграции либо не желающих ее проводить. Поэтому и было принято решение выделить среди этих "родственников" наиболее подготовленные к интеграции страны и создавать на их основе Евразийский союз.
У остальных же есть выбор — либо собраться и подтянуться к интеграционному проекту, либо остаться за его пределами, страдать от этого и терять деньги.
И это только один пример.
Нужно ли отвечать ожиданиям?
И вот теперь, когда на СНГ перестали возлагать неадекватные надежды, организация может стать тем, чем и должна быть — переговорной площадкой. Именно на это, в частности, и направлена подписанная в Бишкеке реформа Содружества, включающая в себя резкое сокращение бюрократического аппарата.
И это правильно — ситуация на постсоветском пространстве обостряется, и региону обязательно нужна площадка для обсуждения спорных вопросов, или, по крайней мере, для возможности высказаться о них.
Так, СНГ уже стало площадкой для переговоров России с Молдавией и Украиной. На саммите Содружества в 2014 году президент Молдовы Николае Тимофти обвинил российского президента в том, что тот пытается вытеснить Кишинев из зоны свободной торговли СНГ через введение пошлин на молдавские товары. Российский лидер пояснил коллеге, что речь идет исключительно о намерении защитить рынок от реэкспорта европейских товаров через Молдавию (которая подписала Соглашение об ассоциации с ЕС и не потрудилась синхронизировать его с зоной свободной торговли СНГ).
"Порошенково решение"
Роль главного провокатора на саммите в Бишкеке взял на себя украинский представитель. Причем речь идет не о президенте, премьере или хотя бы чиновнике уровня замминистра. После переворота 2014 года Украина заявила о нецелесообразности участия в заседаниях СНГ и отозвала оттуда своего представителя. Однако, как и в вопросе сохранения дипломатических отношений с Россией, завершать процедуру выхода из СНГ Киев не спешит, ведь это повлечет за собой дополнительные экономические потери. Поэтому было принято "порошенково решение" — на заседании Украину представлял ее посол в Кыргызстане Николай Дорошенко.
Он официально выступил против российского председательства в СНГ в 2017 году, а также выставил ряд претензий по Крыму. В ответ на это Владимир Путин был вынужден вновь говорить о легитимности Крыма и напоминать Киеву, что коль Украина не подписала Устав СНГ, то и не имеет права требовать изменения процедурных моментов.
К украинскому представителю негативно отнесся не только Путин — по итогам заседания Киев даже вынужден был выпустить официальную ноту с протестом. "Украина возмущена лишением права участия в заседании Совета глав государств СНГ в узком составе главы делегации Украины посла в Кыргызской Республике Николая Дорошенко", — возмущается украинский МИД.
И судя по всему, похороны состоятся еще не скоро — на Бишкекском саммите страны-участницы сделали все возможное для того, чтобы СНГ продолжало существовать.
А для этого нужно лишь сделать так, чтобы ни у кого не было от Содружества завышенных ожиданий. То есть формально превратить его в толерантную дискуссионную площадку, где будут участвовать разные, независимые, но при этом связанные общей исторической судьбой страны.
В таком СНГ будет место и пытающейся обрести свою идентичность Молдавии, и прозападной Грузии, и даже Украине — если, конечно, Киев откажется от провокации соседей по постсоветскому пространству и вернется к проведению многовекторной политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.