Дилшода Рахматова.
Само словосочетание "узбекская милиция" звучит довольно странно. Оно уже не используется в официальной печати, и в недавно принятом законе нет ни слова "про милицию". Вместо этого использовано словосочетание "органы внутренних дел". Хотя это более широкое и емкое понятие, но в народе еще много лет будут говорить "милиция" или на узбекский манер "мелиса".
Слово "милиция" появилось еще во времена древнего Рима, и оно означало вооруженную добровольную народную дружину. А слово "полиция" в переводе с греческого означает систему государственных органов призванных охранять общественный порядок.
Добровольцы на страже закона
После Октябрьского переворота новое советское правительство нуждалось в самозащите и защите общественного порядка. По понятиям Владимира Ленина такой орган не обязательно должен был состоять из обученных профессионалов.
Так, 10 ноября 1917 года была организована служба милиции, состоящая из добровольных вооруженных лиц, как раз соответствующему своему названию. В том, что в самом начале в милиции служили такие юмористы как Михаил Зощенко и Евгений Петров, наверное, есть некая символичность.
Нужно сказать, что милиция до своего превращения в полицию оставалась такой же "любительской" какой и была в момент своего создания — туда приходили все, кто имел хотя бы среднее образование или высшее образование в любой области, а также ставленники партии и комсомола руководили ими.
Узбекская милиция, хотя и была создана таким же образом, в годы независимости прошла своеобразный путь и приобрела некий опыт.
Непростые времена
Метаморфозы, произошедшие в 80-х годах прошлого века, постепенно, но верно превращали в прах действующее законодательство. Как государство теряло свой авторитет, так и законодательство теряло уважение среди народа. В результате в общество начало жить по правилам и законам, придуманным зеками.
В начале 1990-х годов отсидевшие в тюрьмах люди стали уважаемыми членами общества, а образованные, ученые, законопослушные люди стали объектами насмешек, в обществе процветала преступность.
Именно в таких условиях первый президент Узбекистана Ислам Каримов по-настоящему взялся исправлять ситуацию в обществе. В 1990 году были приняты изменения в Уголовный Кодекс, ужесточающие наказание за убийство или ранение сотрудника милиции. 25 октября 1991 года по указу Кабинета Министров МВД перешло под контроль Правительства Узбекистана, до этого она подчинялась МВД СССР.
В 1993 году усилилась борьба против организованной преступности, и структура МВД постепенно претерпела существенные изменения. Органы внутренних дел постепенно перешли в профессиональную систему.
В частности, если во времени Советского Союза, любой милиционер мог со временем получить повышение в звании, то в Узбекистане начиная с 2000-х, для продвижения по службе уже требовалось повышение квалификации или обучение в Академии внутренних дел. При поступлении в Милицейскую академию предпочтение отдается тем, кто имеет высшее образование.
Для того чтобы перевести милицию в профессиональное русло в первые годы Независимости Высшая школа милиции в Ташкенте была воссоздана заново как Академия Внутренних дел, где стали готовить юристов, сержантов, командиров, технических специалистов, экономистов.
В результате преобразований узбекская милиция сформировалась как профессиональная структура, а Узбекистан стал одним из самых безопасных и спокойных стран в мире. Об этом свидетельствует и опрос, где республика заняла второе место среди 142 стран по уровню безопасности.
Разрешите представиться — узбекская милиция сегодня
Нужно признать, что в Узбекистане пока слабо развита пресс-служба милиции, подробно не освещается работа правоохранительных органов и в СМИ, также не снимаются фильмы про сотрудников милиции, а художественную литературу можно встретить очень редко.
Несмотря на это, народ уважает милиционеров. Конечно, нельзя сказать, что это уважение безграничное: есть некое недоверие, ведь милиция это не благотворительный фонд. Раз милиция должна обеспечивать порядок и закон в стране, то невозможно, чтобы все члены общества любили и уважали милицию. Однако, наличие доверия — уже достаточно.
Наверное поэтому, в Древнем Риме, среди граждан работа в милиции считалось постыдной. Они с готовностью уступали эту работу рабам.
Сейчас узбекская милиция в большем почете. В новом законе учтена вся сложность службы а также возможные последствия для семьи и близких родственников сотрудника МВД.
В частности, если семья милиционера потеряла кормильца, предусмотрено пенсионное обеспечение, если во время несения службы пострадало имущество сотрудника, то государство возмещает ущерб в установленном порядке. Также предусмотрены льготы при поступлении в высшие военные и милицейские вузы для детей погибших на службе сотрудников милиции.
Стрелять — не стрелять?
Применение оружия сотрудниками милиции — это очень чувствительная тема для нашего общества. Сравнения с США могут показаться неуместными, но по сообщениям американских СМИ, в первом полугодии 2016 года в США полиция применила оружие против граждан более 500 раз, а в Узбекистане — ни разу!
В стране, где граждане имеют на руках миллионы единиц оружия, может, действительно, требуется такая жесткость со стороны полиции, но в данном случае радует то, что даже имея право применить оружие, узбекские милиционеры стараются этого не делать.
Еще одна особенность — узбекская милиция привыкла совершенствовать свою работу на основе анализа. При таком подходе изучаются не только собственные ошибки, но и недоработки коллег из других стран. По этой части, пожалуй, узбекские правоохранители в числе мировых лидеров, а в нынешних реалиях это очень важно
Вот наглядный пример: после только что случившихся терактов в Париже и в Брюсселе, как можно было допустить теракт в Ницце? Конечно, мы далеки от того чтобы обвинить французскую полицию, но в чем заключается их работа? Неужели нельзя было быть более внимательным в праздничный день? Народ платил налоги и верил, что государство и полиция их защитит, пошли гулять с детьми. А их…
Во время какого-то торжества, полицейский демонстративно отказался пожимать руку президенту Франции. Оказывается, этот сотрудник выражал недовольство тем, что у полицейских слишком много проблем и тем, что они не чувствуют поддержки от властей…
Может, зная подобное поведение полиции, террористы чувствуют вседозволенность и спокойствие. Ладно, это проблемы Франции пускай они сами это решают.
Кстати, я никогда не слышала, чтобы узбекская милиция когда-нибудь выражала недовольство или жаловалась. Конечно, это не значит что все спокойно и гладко. Везде есть свои проблемы и в узбекской милиции тоже, но их стараются решать, не нанося вред безопасности и общественному спокойствию. Это показывает то, насколько узбекская милиция верна своей клятве.
В новом законе "Об органах внутренних дел" порядок применения оружия определено в различных обстоятельствах, в том числе исходя из национального менталитета. А именно, разрешено применять оружие сотрудникам милиции только в случае нападения на них и во время совершения конкретного преступления. Даже в таких случаях, если есть вероятность ранения случайных лиц, стрелять запрещено. Также запрещено применять оружие против женщин, детей и инвалидов.
Узбекская милиция остается верной своим традициям и принципу, принятому в первых годах Независимости: "Человеческая жизнь — самая главная ценность".
Когда умер первый президент Узбекистана Ислам Каримов, одна женщина громко плакала у узбекского посольства в Москве, со словами "Я доверила своих детей этому человеку и оставила их в Узбекистане, что теперь я буду делать?".
Я верю, что узбекская милиция и дальше не оставит наших детей на произвол судьбы!
Хотя еще рановато, но мы от души поздравляем сотрудников МВД с наступающим профессиональным праздником.