ТАШКЕНТ, 30 сен — Sputnik. Всего несколько месяцев остается до выборов Президента Узбекистана. На пост главы государства претендуют четыре кандидата, каждый из которых имеет свой взгляд на будущее страны.
Корреспонденты Sputnik Узбекистан решили покопаться в политическом багаже кандидатов в Президенты, чтобы понять, на что может рассчитывать Узбекистан в будущем. Сегодня в нашем прицеле Председатель Центрального Совета Народно-демократической партии Узбекистана, заместитель Спикера нижней палаты парламента Хатамжон Кетмонов.
Чтобы понять общую направленность трендов развития Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) и взглядов ее лидера, достаточно сказать, что эту партию часто называют преемницей многих идей, оставшихся от КПРФ, особенно в части социальной политики.
Однако сегодня некогда крупнейшая и популярнейшая партия страны теряет свой рейтинг. На последних выборах в нижнюю палату парламента она уступила не только явному фавориту — Либерально-демократической партии Узбекистана, но и бывшему аутсайдеру Демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш", став только третьей.
Кетмонов в отличие от своего главного соперника — Шавката Мирзиёева не обладает значительным опытом в сфере управления, первые 15 лет своей карьеры он провел в системе образования, отработав несколько лет простым учителем, но быстро поднявшись до замначальника регионального Управления народного образования. Такой головокружительный рост по карьерной лестнице выпускника института, прежде всего, говорит о наличии серьезных связей в системе управления страной.
Еще один серьёзный фактор солидного лобби — Хотамжон Кетмонов был в 2005 году заместителем хокима Андижанской области по связям с общественностью и религиозными организациям. Именно в этот период произошли, так называемые "Андижанские события", в результате которых многие чиновники были отстранены от своих должностей. А Кетмонов устоял и еще успешно отработал в администрации Андижанской области вплоть до 2013 года после чего совершил еще один карьерный рывок, став председателем Центрального Совета НДПУ.
Несмотря на отсутствие управленческого багажа, Кетмонов уже пытался претендовать на должность Президента Узбекистана. В ходе выборов главы государства в 2015 году он занял третье место, набрав достаточно скромный результат — 2,92% голосов избирателей (552,3 тысячи).
Что касается политического багажа, то Кетмонов уже не раз откровенно забавлял узбекскую общественность обещаниями "изжить иждивенческие настроения". В голову сразу приходят советские времена и кампания по борьбе с тунеядцами.
Так вот кандидат Кетмонов заявлял, что в узбекском обществе еще хватает людей, которые не работают, надеясь на помощь государства. По его мнению, такие иждивенческие настроения возникли в процессе привыкания определённой части трудоспособных граждан к получению социальных пособий. Как решить эту проблему, кандидат прямого ответа не давал, пространно рассуждая о необходимости переориентации системы социальной поддержки на устранение иждивенческих настроений за счет обеспечения достойной зарплаты и условий труда.
Что касается создания новых рабочих мест, а эта тема крайне чувствительна для Узбекистана, Кетмонов всегда уделял особое внимание молодежи и семейному предпринимательству. Среди его главных мантр — подготовка пакета документов с льготами для выпускников колледжей, которые открывают свой бизнес, предоставление и расширение им списка всевозможных налоговых и банковских преференций. Такая апелляция к молодежной аудитории вполне понятна и оправданна так как свыше 55% от более чем 32 миллионного населения страны — это как раз молодежь. А значит — активные избиратели.
Не отступает кандидат и от заветов компартии в плане присутствия государства в экономике. Он не раз в своих выступления проталкивал идеи укрепления регулирующей роли государства в экономике, взваливания ответственности за повышение уровня жизни, социальной защищенности всех слоев на государство.
В ходе президентской избирательной компании в прошлом году Кетмонов и вообще чуть не стал кумиром всех узбекских пенсионеров, заявив о необходимости поднятия вопроса контроля цен со стороны государства в коммунальной сфере и действующих тарифов. Однако потом его пыл быстро угас, и он поправился, что не имел ввиду снижение действующих тарифов в ЖКХ, а развитие этого сектора за счет прихода, например, в централизованное отопление и подачу горячей воды частных игроков. Это, по его мнению, должно помочь снизить себестоимость и улучшить качество этих услуг.
При этом даже в этой теме кандидат не преминул упомянуть про усиление государства, заявив, что необходимо усовершенствовать государственный контроль за субъектами естественной монополии, чтобы цены и тарифы предоставляемых ими коммунальных услуг не превышали уровня инфляции.
Еще одна проблема, которой Кетмонов уделяет особое внимание — борьба с фармацевтическим лобби. Он уверен, что необходимо усилить государственный контроль за деятельностью фармацевтических предприятий и аптечных учреждений, образованием цен на лекарственные средства и медикаменты, а также ограничить рекламу лекарственных средств.
Кандидат от НДПУ здесь обращается к умам пенсионеров, предлагая сделать лекарства доступными для всех членов общества, особенно для малообеспеченных. Это очень похоже на недавние заявления кандидата в президенты США Хиллари Клинтон.
Так вот, Кетмонов предложил разработать такой законодательный механизм, который бы контролировал себестоимость лекарств и соотносил ее с реальной стоимостью в продаже. Кроме того, он за жесткое ограничение рекламы лекарственных средств, которая, по его словам, призывает множество людей заниматься самодиагностикой и самолечением.
Среди главных постулатов, с которыми Кетмонов пойдет на предстоящие выборы президента давно обсуждаемая проблема создания адекватного механизма формирования потребительской корзины и, на его основе, — расчёта минимальных размеров месячной заработной платы и пенсии.
Его главные избирательные надежды — это апелляция к социально незащищенным слоям, пенсионерам, студентам, малоимущим, о которых должен заботиться "большой брат" — государство.