ТАШКЕНТ, 1 окт — Sputnik. Сегодня в Узбекистане отмечается день учителей и наставников. Слова признания и благодарности звучат во всех образовательных учреждениях, трудовых коллективах.
Корреспондент Sputnik Узбекистан рассказала интересную историю:
Эти люди не просто передают нам свои знания, оно входят в нашу жизнь, потому что мы переживаем определенные периоды вместе с ними.
"Она как мама", "Он мой второй отец", — так принято говорить о хороших педагогах.
Мой же визит в одну из столичных школ прошел ради моей вожатой, которая в начале девяностых ворвалась со своим заразительно громким и веселым смехом в 5 "Б" класс. А потом их отменили, она пошла учиться дальше. И вот уже более 25 лет является учителем начальных классов, в той самой 291 школе Бектемирского района. Моя собеседница Галия Ахмедовна Волхонская.
Мы вспомнили визит Шавката Мирзиёева в школу, он тогда попал в ее 4 "Б" класс. Премьер задал вопрос: "Какие проблемы у вас есть?". На что Галия Ахмедовна ответила: "Я работаю над одной главной проблемой — научить детей логически мыслить". Разговор безусловно на этом не закончился, но Шавкат Миромонович похвалил учительницу за решение такой важной задачи, отметив, что люди, умеющие логически думать нужны государству всегда.
Прошло время, и я снова в этом классе, заехала поздравить учителя.
Галия Ахмедовна, несмотря на предпраздничный день, сидела за учительским столом склонив голову и кропотливо изучала рукописи учеников, которые недавно осваивали словосочетания.
"Вот, пишу девочке памятку в тетрадь, она не поняла тему. Обидно. Но будем добиваться результата", — говорит педагог.
Насколько она влюблена и живет этой школой, сложно описать. Когда Галия Ахмедовна начинает рассказывать о жизни здесь, ее глаза как лампочки наполняются светом, а ее улыбка — как завершающий мажорный аккорд, подтверждает мысль: с таким учителем дети не заскучают, а значит — не пропадут в огромной лопасти знаний.
"Это сложное дело, развивать логическое мышление у детей. Они все приходят из детского сада или из "тепличных" домашних условий, многие просто не подготовлены к школьной жизни, к этому графику. А здесь надо их комфортно адаптировать в новые условия, донести школьную программу, и еще параллельно учить самим думать. Приходится выкручиваться", — вновь одаривает своей улыбкой моя собеседница.
К этой своей сверхзадаче Галия Ахмедовна пришла через личный опыт. Дело в том, что она, будучи мамой двоих детей, но безумно влюбленной в профессию, пропадала больше времени в школе. Старший сын учился прилежно, но вот однажды, мама-учитель обнаружила, что он совершенно не может логически решить какие-то простые задачи. И был визит к врачам. Один из них вынес суровый вердикт: это вина учителей! Волхонская запротестовала, дело в том, что врач не знал, что мама пациента сама учитель. "Учителя все время задают зубрешку, не дают логических задач, чтобы ребенок подумал и сам пришел к ответу", — настойчиво утверждал доктор. И тогда она решила, что будет над этим работать с первоклассниками.
"Дети сейчас больше визуалы, они все принимают через картинку. А вот так, чтобы что-то самим придумать, домыслить, уже начинаются сложности. Да, что говорить, мой младший сын, уже пользуется голосовым поиском, мы еще читать и писать не умеем, но можем найти нужное в Интернете. Поэтому я стараюсь больше говорить с детьми, давать им время поразмыслить.
"А книги дети читают?" — спрашиваю я.
"Нет, увы, приходится опять-таки находить непростые решения, чтобы привлечь их к чтению".
В прошлом году мы читали повесть "Озорник" Гафура Гуляма. В учебнике приведен небольшой отрывок, чтобы детей заинтересовать процессам, я предложила почитать по ролям. Было весело, все смеялись, а в конце урока я им говорю: "Ребята, вы знаете, что у этой истории есть продолжение. "Озорник" — это целая книга". Они нашли ее, принесли на следующий урок, а читать никто так и не захотел, тогда я предложила посмотреть фильм.
После просмотра учитель снова обратилась к детям с предложением встретиться с актером, сыгравшим главную роль. При поддержке администрации школы была организована встреча с Абдураимом Абдувахобовым, сыгравшим озорника. После беседы с актером класс прочел всю книгу!
Рассказывать о себе Галия Ахмедовна не любит, и как только мы начинаем говорить о биографии, она снова и основа переключается на любимых детей и главное дело ее жизни.
Но, все-таки, не сказать, что именно случай занес ее в учительскую среду нельзя, ведь она в детстве мечтала стать врачом, готовилась скрупулезно, ведь по-другому не может. А казус вышел с документами. Когда Галия Ахмедовна окончила 8 классов и хотела уйти учиться в профильное учебное заведение, ее туда не взяли, потому что не получила еще паспорт. А получить она его не успела, потому что в тот год сильно заболела бабушка, и мама уехала в другую страну. Позже, когда мама вернулась, а прием уже в медицинское училище кончился, Галия просто сдала документы в педагогический, сама и не подозревая, что это так увлечет ее. Потом был институт, который она совмещала с работой в школе, где сама когда-то училась.
"За эти годы школа сильно изменилась, поменялся сам образовательный процесс. Но мне кажется, что самое главное здесь сохраняется и передается уже столетиями любовь тех людей, которые приходят в эту профессию. У нас в коллективе, да и в целом, где бы я не была, мои коллеги — это все безумно влюбленные и преданные профессии люди. Еще одна сторона этого процесса — это ученики. Их горящие глаза, желающие что-то узнать новое, подпитывают самый увлекательный диалог жизни", — рассуждает педагог.
Жизнь ее насыщена, она все время находится в активном процессе: обучает детей, либо учится сама. Сегодня курсы повышения квалификации, завтра — походы с детьми в музеи и театры, открытые уроки, встречи, участие в конкурсах…
"Спасибо мужу и детям, что они меня любят такую, какая я есть", — улыбаясь говорит учитель — " По-другому я просто бы не смогла".