ТАШКЕНТ, 8 окт — Sputnik. Почти на весь октябрь столица Узбекистана стала центром современного искусства. Академия художеств Узбекистана запустила проект сразу на трех столичных экспозиционных площадках — в Центральном выставочном зале, Ташкентском доме фотографии и Международном караван-сарае культуры имени Икуо Хираямы, где демонстрируются произведения в направлении contemporary art (актуальное или современное искусство), сообщает корреспондент Sputnik.
Только в Центральном выставочном зале свои работы представили более 50 узбекских и зарубежных художников, в том числе из Китая, Палестины, Марокко, Туниса, Украины, Казахстана, Молдовы.
В экспозициях выставки все виды и стили современного искусства, толкающего художника на конфликт со зрителем или, во всяком случае, на диалог. Это инсталляции, видео- и фотоарт, объекты и оригинальные проекты, созданные на основе соединения различных художественных направлений и технических средств. Все работы несут в себе качественно новые творческие идеи, философские смыслы, которые художники стремятся выразить через новаторские пластические формы и возможности.
"Эта выставка актуального искусства, которое обращено к проблемам современного мира. В работах отражены философские размышления, индивидуальное переживание и своеобразный ответ на то, что волнует сегодня каждого из нас — война и мир, экология, положение женщины на Востоке, вопрос беженцев, засилье массовой культуры, наша идентичность и так далее. Вот наша реальность — остановки, наша идентичность у Бабура Исмаилова — лицо, черно-белая повседневность города, вопрос границ и беженцев…", — замечает куратор проекта, доктор искусствоведения Нигора Ахмедова.
По ее словам, говоря о проблемах современного мира, это искусство не диктует форму, художник сам выбирает то, что считает нужным.
Представленные здесь проекты показывают стремление авторов интегрироваться в проблематику современной культуры. Художники задаются вопросами о духовных основах общества, о том, что современное искусство должно стать территорией смыслов, быть содержательным и актуальным.
Например, в своих фотоработах узбекистанский художник Владимир Жирнов задается философским вопросом о реалиях современной жизни, о том, что сегодня довлеет над миром и что им правит. Свою серию фотокартин он посвятил российскому городу Санкт-Петербургу, где прожил какое-то время.
По мнению Жирнова, постулат, что Питер культурная столица России, уже давно отжил себя и не актуален. Как он сам интерпретирует свои работы, сейчас это город, где кончается сказка, где над обществом довлеет реклама и деньги, это город контрастов, причем не самых лучших, и сами питерцы, запечатленные им на камеру, выглядят довольно мрачновато.
"Например, вот эта моя картина, изображающая вывеску рекламы клея "Момент" в Юсуповском дворце, очень показательна в этом плане и говорит сама за себя. Если реклама проникла уже в такие культурные объекты нашей жизни, то это говорит о многом. Говорит о том, что в нашем мире прорекламировать можно все что угодно, где угодно и как угодно. У нас общество потребителей, которое живет в мире навязчивой рекламы, а те, кто эту рекламу делает, чуть ли не правят нами и планетой", — считает творец.
Рядом с произведениями известных художников, отмеченных участием на самых престижных арт-площадках, здесь представлены и проекты молодых талантливых авторов, таких как группа "5+1". Среди зарубежных представителей своих направлений современного искусства большую экспозицию занимают и работы художников из СНГ.