ТАШКЕНТ, 9 окт — Sputnik. Совет Безопасности ООН провел экстренное заседание по ситуации в Сирии — уже второе на этой неделе, поводом для встречи стали два проекта резолюции: французский об установлении в Алеппо режима прекращения огня и бесполетной зоны, а также российский — в поддержку плана спецпосланника ООН и договоренностей РФ и США по Сирии от 9 сентября.
Ни один из документов принят не был, однако члены Совета заявили о намерении продолжать работать над разрешением кризиса в Сирии, сообщает РИА Новости.
"Странная мизансцена"
Россия, которая является постоянным членом СБ, применила право вето при голосовании по предложенной Францией резолюции по Алеппо — документ получил 11 голосов в поддержку, два голоса против (Россия и Венесуэла) и еще два члена Совета — Китай (постоянный член СБ ООН) и Ангола воздержались. Это было 14-е вето, которое использовала РФ с 1992 года после того, как стала правопреемником СССР в СБ ООН, при этом ранее "лидером" в применении вето были США, которые за тот же период блокировали резолюции СБ 14 раз.
Резолюция не прошла в СБ ООН, получив лишь четыре голоса в поддержку. За документ высказались два из пяти постоянных члена СБ — Россия и Китай, а также Венесуэла и Египет, который представляет в СБ Ближний Восток и Север Африки. Ангола, а также Уругвай воздержались при голосовании.
Позиции и обвинения
Постпред Египта при ООН Амр Абдель Латиф Абулатта, поддержавший оба проекта резолюции, заявил, что Совет Безопасности ООН "на глазах у всего мира продемонстрировал неспособность решить проблемы Сирии". "Нельзя больше терпеть игры с судьбами арабских народов", — объяснил свою позицию египетский дипломат.
Постпред Китая Лю Цзеи в своем выступлении отметил, что французский проект резолюции "не отражает уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии", что вынудило его страну воздержаться при голосовании. Он "с сожалением отметил", что не удалось принять российский проект резолюции.
Предложенный Францией проект резолюции, с которым удалось ознакомиться РИА Новости, "требует от всех сторон немедленно прекратить воздушные бомбардировки и военные полеты над городом Алеппо". Документ "призывает к немедленному выполнению режима прекращения огня и безопасному, беспрепятственному гуманитарному доступу по всей Сирии", а также просит стороны "предотвращать попадание материальных и финансовых средств индивидуальным лицам, группам и объединениям, ассоциированным с "Аль-Каидой", ИГ (обе группировки запрещены в РФ. — Ред.), и другим террористическим группам".
В проекте также говорится о необходимости расширенного мониторинга и соблюдения режима прекращения огня под наблюдением ООН, в этой связи Совбез, как отмечается, просит генерального секретаря ООН "предложить варианты по этому поводу".
"За все годы сирийского кризиса делегация Франции в СБ ООН не предложила ничего конструктивного, ее редкие инициативы явно рассчитывались на пропагандистский эффект и были обречены на провал. Так случилось и на этот раз", — сказал постпред РФ при ООН Виталий Чуркин.
Он отметил, что в ходе консультаций по документу Париж заверил, что ему не нужно российское вето. Однако избежать этого не удалось.
В МИД РФ после голосования в СБ ООН заявили, что российская делегация предлагала конструктивные поправки в проект резолюции Франции по Сирии, но ее соавторы не смогли проявить политическую мудрость. В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что попытка злоупотребить авторитетом Совета Безопасности ООН подтвердила одержимость инициаторов резолюции по Алеппо идеей неконституционной смены власти в Сирии.
Другие представители пятерки постоянных членов СБ ООН — Великобритания, США и Франция — обрушились с критикой на Россию за блокирование поддерживаемой ими резолюции, а также за предложение альтернативного документа.
Зампостпреда США при ООН Дэвид Прессман увидел в российском проекте резолюции "обманную попытку добиться того, чтобы Совет Безопасности ратифицировал то, что Россия и сирийский режим делают в Алеппо". Постпред Украины при ООН Владимир Ельченко также увидел в инициативе России "тактику по отвлечению внимания".
Российский постпред в свою очередь попросил британского коллегу предпринять ряд действий для улучшения ситуации "в очень многих областях и районах света". "Действительно, прекратите сейчас поддерживать разный сброд по всему миру — экстремистов, террористов и разных прочих любителей раскачать ситуацию в той или иной стране. Вообще, прекратите вмешиваться в дела других суверенных государств, оставьте эти колониальные привычки, оставьте мир в покое", — ответил Чуркин.
Не конец дипломатии
Представитель Анголы при ООН Гаспар Мартинс после голосования по двум проектам выразил обеспокоенность, что расхождения СБ ООН могут привести к концу работу Международной группы поддержки Сирии. Чуркин в свою очередь заверил, что это не так. Он также выразил надежду, что ситуацию в Сирии удастся нормализовать как можно скорее.
Представитель США Прессман на заседании также подчеркнул, что Вашингтон "остается приверженным искать пути сокращения этого насилия и искать политический процесс".
Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро после заседания отметил, что, несмотря на блокирование предложенной Францией резолюции, Париж намерен продолжать консультации с партнерами и добиваться урегулирования ситуации в Сирии.
"Мы осознавали, что Россия собирается сделать, что она применит право вето. Но необходимо продолжать работу, и Франция будет консультироваться со своими партнерами, которых все больше и больше. С теми, кто хочет, чтобы оружие замолчало, чтобы бомбардировки прекратились, чтобы гуманитарная помощь была доставлена населению. Добиться мира никогда не поздно", — сказал Эйро.
Министр добавил, что Франция не прекращала отношений с Россией, и напомнил, что за два дня до голосования он совершил визит в Москву, чтобы лично провести переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, обозначив ему французскую позицию.
При этом он вернулся к инициативе страны об ограничении права вето. "После нового вето со стороны России мы более чем когда-либо убеждены в необходимости ограничить право вето в случае массовых зверств", — заявил Эйро журналистам в Нью-Йорке.