ТАШКЕНТ, 10 окт — Sputnik. Корреспонденты Sputnik Узбекистан завершают серию обзорных материалов, посвященных кандидатам в президенты Узбекистана. Последний в очереди, но только лишь по алфавиту, — лидер Социал-демократической партии Узбекистана "Адолат", ученый и эколог Нариман Умаров.
Среди других кандидатов в президенты Узбекистана его одного можно в полной мере назвать технократом, а не кадровым управленцем. Всю свою карьеру он отдал науке, занимаясь вопросами мелиорации, гидрологии и состоянием окружающей среды.
В 1974 году Умаров окончил Ташкентский политехнический институт по специальности "Гидрогеолог и инженер-геолог". Он сразу же решил связать свою будущую карьеру с наукой, поступив на работу в Научно-исследовательский институт "Гидроингео", которому отдал значительную часть своей жизни. В институте кандидат начинал с низших ступеней, вырос от технического сотрудника до заместителя директора по науке.
Многие из работавших тогда с ним людей отмечали его упорство и стремление браться за самые непопулярные у коллег научные темы и задачи. Так, например, он занимался проблемами улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель в период экстенсивного развития советского аграрного сектора, когда мало кто задумывался о внедрении новых технологий повышения урожайности.
Значительную часть жизни кандидат отдал и другим непопулярным в советское время темам — разработке гидрогеологических прогнозов, связанных с высыханием Аральского моря, рациональному использованию подземных вод и их влиянию на экологию. После защиты в 1984 году диссертации Умаров стал кандидатом геолого-минералогических наук. На сегодняшний день он является автором свыше 50 научных статей и семи монографий.
Карьера кандидата в год независимости была так или иначе связана с наукой и экологией. В 1997 году он возглавил Специализированную инспекцию аналитического контроля Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы. Именно с его деятельностью в этот период многие специалисты связывают разработку ряда технических нормативов и документов, которые определили стратегию и курс правительства страны в сфере защиты окружающей среды и экологии.
Успешно отработав на этом месте более 12 лет, в 2009 году он был назначен на должность главы Государственного комитета по охране природы, а также возглавил Международный благотворительный общественный фонд экологии и здоровья "ЭКОСАН". Это был пик его карьеры, после которого, по оценкам местных политологов, она пошла на спад. В 2013 году он уходит с поста главы Госкомприроды и плавно кочует в СДПУ "Адолат", где его назначают председателем политического совета партии.
Казалось бы, лидер не самой последней по популярности партии — о каком закате идет речь? Однако здесь важно понимать политическую подоплеку произошедших событий. В Узбекистане самыми популярными должностями для карьерного роста являются посты чиновников в государственной системе. При этом статус депутата ничего не дает его обладателю, это звание по большей степени номинально, все законы пишутся в государственных ведомствах и потом спускаются народным избранникам. Поэтому отставка Умарова с его поста, который приравнивался к министерскому, и последующий переход в "Адолат" были, скорее, похожи на отправку на почетную и хорошо оплачиваемую пенсию.
Несмотря на это, Умаров не позволил списывать себя со счетов и в 2014 году прошел в парламент в качестве депутата, а в 2015 году принял участие в президентских выборах, правда, став последним из всех заявленных кандидатов с 2,05% голосов избирателей (свыше 389 тысяч).
Что касается политических воззрений Умарова, то они достаточно нетривиальны. Так, например, кандидат, не раз выступая перед электоратом, заявлял, что экономика, без сомнения, должна быть рыночной, но тут же оговаривался, что он поддерживает только ту экономику, где присутствует значительный государственный сектор, который при этом преимущественно направлен на поддержку социального сектора. И все это дополняется заявлениями, что он против "иждивенчества" и что люди не должны возлагать на государство свою социальную ответственность перед семьей, обществом и самим же государством.
В экономическом блоке кандидата есть вполне адекватные предложения по созданию законодательного механизма, при котором бы предприятиям и бизнесменам предоставлялись налоговые льготы с учетом социальной и общественной пользы от их деятельности. Также кандидат выступает за создание некого Инновационного фонда, который займется внедрением инновационных и высокоэффективных технологий в Узбекистане. Его бюджет будет формироваться за счет государственных средств и частного бизнеса, благотворительности и спонсорства.
Наиболее резонансными выглядят заявления Умарова об усилении контроля за деятельностью правоохранительных и контролирующих структур Узбекистана, что как минимум смело, в условиях практически полного контроля над узбекским обществом со стороны силовиков. Он прямо заявлял, что в стране, несмотря на то, что силовой блок справляется со своими функциями, все еще имеют место определенные вопросы, связанные с порядочностью, честностью и ответственным отношением к исполнению своих служебных обязанностей отдельными сотрудниками правоохранительных органов. Поэтому он намерен добиться того, чтобы общественный контроль гражданского общества за работой государственных структур не был заформализован, а стал реальным.
Ну и, конечно, учитывая его научный опыт и долгое время работы в Госкомприроды, одна из главных тем кандидата — зеленая экономика и внедрение альтернативных источников энергии. И это несмотря на то, что многие европейские государства, лидирующие по внедрению таких технологий, уже заявили об отказе и сокращении ряда проектов в этой сфере из-за их неокупаемости. Умаров пока не предлагает никаких конкретных механизмов развития сферы, за исключением государственной поддержки, оставляя их разработку на потом.
Среди других интересных идей, которые могут привлечь электорат, — обещание решить вопрос с доступностью жилья для работников бюджетной сферы. Так, например, кандидат намерен расширить масштабы строительства ведомственного жилья для бюджетников за счет внебюджетных источников, а также ввести адресные субсидии или своеобразный "стартовый капитал" на приобретение жилья работникам бюджетной сферы. Сразу возникает вопрос — что же это за такие внебюджетные источники, способные финансировать строительство доступного жилья в больших объемах.
Еще одна "фишка" Умарова, направленная на привлечение пенсионеров и людей старшего поколения, — предложение по расширению сети специальных государственных аптек с установлением для них минимального уровня рентабельности, что должно позволить снизить цены на лекарства, сделать их доступными для широких слоев населения.
Интересна и позиция по развитию частного образовательного сегмента. На сегодняшний день в стране он практически полностью отдан на откуп государству. Умаров выступает за развитие частного профессионального образования в форме краткосрочных курсов. Но эта деятельность, по его словам, не должна быть бесконтрольной, иначе это может вылиться в появление на рынке различного рода курсов и фирм, выдающих непонятно какие сертификаты и дипломы и не несущих ответственности за судьбу людей.
Несомненно, в период агитационной кампании будет сделано еще немало интересных высказываний от всех кандидатов. Корреспонденты Sputnik будут следить за развитием событий и расскажут о самом интересном в ходе выборов президента Узбекистана.